По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Факторы, определяющие производственный травматизм на транспортных средствах

А. Загородних канд. техн. наук, г. Орел

Отсутствие сигнализации на стоп-сигналах о торможении транспортного средства двигателем становится одним из наиболее существенных факторов транспортного происшествия, а следовательно, и опасности травмирования водителей. Все это требует решения вопроса о фиксировании момента начала торможения с более высокой точностью.

Литература:

1. Загородних А. Н. и др. Обеспечение безопасности самоходных машин инженернотехническими средствами // Тракторы и сельскохозяйственные машины. — 2005. — №11. — С. 41–44.

2. Лобанов Е. М. Проектирование дорог и органы зрения движения с учетом психофизиологии водителя. — М.: Транспорт, 1980. — 311 с.

3. ГОСТ12.0.003–74 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы» (СТ СЭВ 790–77) Классификация.

4. ГОСТ 17.2.2.03–87 «Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями».

5. ГОСТ 21393–75 «Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений».

6. Вайсман А. И. Здоровье водителей и безопасность дорожного движения. — М.: Транспорт, 1979. — 136 с.

7. Загородних А. Н., Севрюгина Н. С., Загородних Н. А. Теоретические основы повышения безопасности и эффективности работы самоходной техники. — Орел: Орел ГТУ, 2005. — 301 с.

Безопасность труда водителей определяется надежным функционированием системы «Водитель — транспортное средство — дорога — среда». Исходя из этого, все факторы, потенциально влияющие на безопасный исход движения транспортных средств, можно разделить на три группы:

● личностные факторы;

● технические факторы;

● факторы внешней среды.

Как правило, все эти факторы находятся во взаимосвязи друг с другом, а по своему характеру являются случайными и неустойчивыми. На рисунке показаны взаимосвязи этих групп факторов.

Личностные факторы выступают как следствие вполне конкретных причин, заложенных в индивидуальных характеристиках людей, а именно:

● в их профессиональном уровне;

● психофизическом состоянии;

● дисциплинированности;

● личных особенностях.

Профессиональный уровень у подавляющего большинства водителей транспортных средств, задействованных в сельскохозяйственном производстве, формируется стихийным путем в процессе производственной деятельности. В среднем для этого требуется не менее 5–7 лет профессиональной водительской деятельности, в течение которых водитель наблюдает, переживает и запоминает большое число опасных ситуаций. При этом в его памяти остаются наиболее характерные (типичные), острые по своему развитию, с возможными серьезными последствиями начальные и конечные фазы развития и взаимодействия факторов дорожного движения. Если наблюдаемая дорожная ситуация уже встречалась водителю в прошлом и приводила к опасности, у него появляется возможность на основе опыта прогнозировать ее развитие и действовать так, чтобы предотвратить ее тяжелые последствия. Однако для формирования такого профессионального уровня характерны очевидные недостатки: длительность по времени, фиксирование в памяти некоторых ошибочных действий, неполный охват возможных ситуаций в реальных условиях в силу случайного характера их появления для каждого водителя и другие, что может привести к возможности совершения транспортного происшествия.

Для Цитирования:
А. Загородних, С. Копылов, Факторы, определяющие производственный травматизм на транспортных средствах. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: