Безопасность труда водителей определяется надежным функционированием системы «Водитель — транспортное средство — дорога — среда». Исходя из этого, все факторы, потенциально влияющие на безопасный исход движения транспортных средств, можно разделить на три группы:
● личностные факторы;
● технические факторы;
● факторы внешней среды.
Как правило, все эти факторы находятся во взаимосвязи друг с другом, а по своему характеру являются случайными и неустойчивыми. На рисунке показаны взаимосвязи этих групп факторов.
Личностные факторы выступают как следствие вполне конкретных причин, заложенных в индивидуальных характеристиках людей, а именно:
● в их профессиональном уровне;
● психофизическом состоянии;
● дисциплинированности;
● личных особенностях.
Профессиональный уровень у подавляющего большинства водителей транспортных средств, задействованных в сельскохозяйственном производстве, формируется стихийным путем в процессе производственной деятельности. В среднем для этого требуется не менее 5–7 лет профессиональной водительской деятельности, в течение которых водитель наблюдает, переживает и запоминает большое число опасных ситуаций. При этом в его памяти остаются наиболее характерные (типичные), острые по своему развитию, с возможными серьезными последствиями начальные и конечные фазы развития и взаимодействия факторов дорожного движения. Если наблюдаемая дорожная ситуация уже встречалась водителю в прошлом и приводила к опасности, у него появляется возможность на основе опыта прогнозировать ее развитие и действовать так, чтобы предотвратить ее тяжелые последствия. Однако для формирования такого профессионального уровня характерны очевидные недостатки: длительность по времени, фиксирование в памяти некоторых ошибочных действий, неполный охват возможных ситуаций в реальных условиях в силу случайного характера их появления для каждого водителя и другие, что может привести к возможности совершения транспортного происшествия.