Согласно статистическим показателям за 2019–2021 гг. [1] количество суицидальных попыток среди несовершеннолетних увеличилось на 13 %, при этом подавляющее большинство суицидальных попыток было зарегистрировано в возрастной группе 15–16 лет. Кроме того, была отмечена тенденция к росту числа повторных попыток самоубийства среди подростков. По данным Всемирной организации здравоохранения [2] суицид входит в тройку наиболее частых причин смертности молодежи. Несмотря на постоянно совершенствующиеся методы профилактики и диагностики суицидального поведения, лица подросткового возраста по-прежнему относятся к наиболее уязвимой группе риска. Вместе с изменяющимся миром трансформируются и биологические, социальные, психологические и психопатологические суицидальные факторы, которые приобретают новые черты и качества. Цивилизационные изменения на просто оказывают некое внешнее влияние, они на протяжении многих лет прочно вплетались в процесс формирования самосознания у подростков, образуя поколение со своими особенностями мышления, интеллекта и восприятия. Внешние суицидальные факторы постепенно уступили ведущую роль внутренним, которые в сочетании со спецификой самосознания подростка приводят к истощению адаптационного потенциала и, как следствие, к ограничению потенциально возможных вариантов разрешения субъективно сложной ситуации, вплоть до принятия суицидального решения. Выделение актуальных факторов и этапов формирования суицидальности может способствовать оптимизации профилактической и лечебно-диагностической работы с несовершеннолетними, имеющими суицидальное поведение. Широкое распространение суицидального поведения среди молодежи объясняется характерными возрастными изменениями. В этом возрасте недостаточно сформирована и устойчива система личностных убеждений, жизненных ценностей и установок. Отсутствие жизненного опыта нередко мешает найти другой, кроме суицида, выход из проблемной ситуации. Личностные особенности являются одним из основных факторов, влияющих на формирование суицидального поведения, — они могут быть как просуицидальными, так и антисуицидальными [3], от них зависит реакция индивида на стресс. Наиболее типичными просуицидальными характерологическими особенностями являются высокие уровни аутоагрессии и импульсивности, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, низкая стрессоустойчивость, отсутствие навыков конструктивного решения проблем, низкая способность к формированию психологических защит, особенности интеллекта (максимализм, незрелость суждений), перфекционизм, чрезмерно развитые чувства ответственности и вины, трудности в перестройке ценностных ориентаций, низкий уровень или отсутствие чувства самодостаточности.