По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Фабрики развлечений: промышленное наследие в индустрии туризма

Значительное расширение границ музеефикации культурного наследия требует сегодня новых ответов на вопрос о взаимоотношении объектов наследия и их потребителей. Музеи, являясь традиционными институтами культурной памяти, долгое время оставались рассчитанными в основном на узкий круг подготовленных знатоков и ценителей. Бесспорная ценность коллекций позволяла им прежде претендовать на роль оплачиваемого государством национального достояния, не слишком заботясь о широкой публике. Сегодня, когда охрана наследия и сфера туризма и развлечений стали источниками взаиморазвития друг для друга, роль музеев сильно меняется, они вынуждены ориентироваться на массовую аудиторию, превратившись в способ экономического развития регионов.

Возрождение отдельных объектов, представляющих ценность для местных сообществ, выросло в самостоятельную индустрию по созданию достопримечательностей, направленную на привлечение туристов. Исследователи называют этот процесс феноменом «онаслеживания пространства» («heritagization of space»). Ярким примером этого является Новый Ланарк – старинный фабричный поселок в шотландском Южном Ланаркшире, расположенный в живописной долине реки Клайд.

Основа туристической индустрии этой части Шотландии – пешеходные маршруты через крупные природные парки и заповедники, игра в гольф, верховая езда, посещение оленьей фермы, рыбная ловля, обучение соколиной охоте в специализированном центре хищных птиц и даже полеты на воздушных шарах над долиной. Ланаркшир уже в XVIII веке стал туристической достопримечательностью благодаря своим знаменитым ущельям и водопадам, вдохновлявшим романтических художников и поэтов. Вместе с тем область богата и памятниками истории и культуры: на ее территории находятся римские и средневековые археологические объекты, старинные замки, усадьбы, церкви, музеи. Однако визитной карточкой региона, его главной достопримечательностью справедливо считается Новый Ланарк, относительно недавно включенный в перечень объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Причина этого – используемая здесь нестандартная стратегия интерпретации наследия.

Для Цитирования:
Марина Хрусталева, Фабрики развлечений: промышленное наследие в индустрии туризма. Музей. 2012;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: