Символично, что юбилейная ассамблея состоялась именно в Хорватии: эта страна не имеет славы музейной столицы Европы, но за последние несколько лет два хорватских музея были особо отмечены ЕМФ.
Музей разорванных отношений из Загреба получил приз Кеннета Хадсона в 2011 году, представив абсолютно новую модель взаимодействия аудитории с наследием: в музей предложено сдавать не только предметы быта, устаревшие и вышедшие из обихода, но и ушедшие в прошлое и ставшие ненужными отношения. В 2016 году призом Силетто за работу с местным сообществом и волонтерами был отмечен музей в городе Вуковаре, расположенном на границе с Сербией, восстановленный силами директора, энтузиастов и местных жителей буквально из руин после военных действий.
В Загребе, городе с населением около 800 тыс. человек, расположено 22 музея, многие из которых находятся сейчас в стадии реновации или готовятся к обновлению по европейской программе; безусловно, опыт ЕМФ, фиксирующего новые тенденции и передовые практики, будет для них вдохновляющим.
В этом году на звание лучших номинировались 46 музеев из 23 стран Европы, в том числе два российских — Музейно-творческий кластер «Коломенский посад»[footnote]1[/footnote]. и Музей первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Главный приз конкурса — звание «Европейский музей года — 2017» и скульптуру Генри Мура — на один год получил Музей этнографии в Женеве (Швейцария). «Это прекрасный пример живого музея и мультикультурной истории. Спустя 100 лет с момента открытия музею удалось успешно преобразовать свою миссию и подходы... Огромные этнографические коллекции музея полностью доступны в Сети и отображаются самым непредвзятым способом, позволяя объектам говорить самим за себя в максимально возможной степени».
Реконструкция этого музея стоимостью 64 млн евро была завершена в 2014 году: его историческое здание теперь используется для административной и научно-исследовательской работы (музей продолжает этнографические исследования по всему миру), а экспозиция и все сервисы для публики разместились в новом здании. Музей решил отказаться от помещений для временных выставок в пользу пространств, которые самые разные аудитории и организации могут использовать для своих проектов. Музей стал местом встреч и диалога мультикультурных сообществ. После реконструкции число его посетителей выросло в пять раз, до 160 тыс. человек в год.