Интеграция — весьма распространенный процесс укрепления связей между государствами. Наиболее широко известна экономическая интеграция. Однако, в отличие от простого развития торговли, кредитных, инвестиционных и прочих связей, она подразумевает также постепенное взаимопроникновение вплоть до формирования по сути единого хозяйственного комплекса. В качестве правовой базы могут служить как двусторонние соглашения, так и многосторонние, а также договоры, специально ставящие ее поощрение своей официальной целью.
В современном мире наиболее распространена именно экономическая интеграция. Хотя и здесь всегда присутствуют соображения национальной безопасности (защита своих производителей, потребителей, инвесторов), все же она не так подвержена опасениям об утрате своей национальной идентичности, культурных и религиозных традиций, мировых позиций в сфере науки и образования как это может иметь место при развитии связей в соответствующих областях. Соображения национальной безопасности играют еще более существенную роль при развитии сотрудничества в военной и политической сферах.
В итоге военно-политическая интеграция — наиболее сложный для реализации процесс. Таможенные союзы, свободные экономические зоны, уравнивание иностранных инвесторов в правах с отечественными и т. п. объективно нацелены на получение пользы для своей экономики и, тем самым, на повышение благосостояния нации. Интеграция в гуманитарных сферах, при всех оговорках — на повышение образовательного и культурного уровня, содействие знакомству с достижениями других наций и усвоение тех, которые этого достойны. Но военно-политическая интеграция наиболее чувствительна для национальной безопасности сфера. Ошибки в ней могут особенно дорого обойтись ее участникам, поскольку, например, допустить на свою территорию иностранные инвестиции не то же самое, что допустить иностранные воинские контингенты.
В силу этого, в отличие от экономической и культурной интеграции, военно-политическая интеграция гораздо чаще происходит в результате крупных потрясений, войн, нарастания угрозы со стороны общего внешнего врага. Как и укрепление национального военного потенциала, такая интеграция с экономической точки зрения означает сплошные расходы, пусть и оптимизированные за счет разделения «ратного труда».