По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 33.163

Эвристический дискурс поведения потребителей на рынке финансовых услуг в эпоху постмодернизма

Стыцюк Р. Ю. Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, e-mail: Rstytcuk@fa.ru

Подразумевается, что люди владеют всей существующей информацией и могут ее использовать в соответствии со своими преференциями. При этом предполагается, что основная человеческая цель в этих действиях — максимизация полезности этих действий. Стандартные экономические модели включают в себя эти предположения, и как результат, многие нормы основываются на данных моделях. Недавние подходы к потребительским нормам базируются на основе именно рационального потребителя. Рабочая гипотеза состоит в том, что потребителю предоставлена вся имеющаяся информация, а регулятор способствует улучшению финансовых возможностей потребителя. Как итог, на рынке финансовых услуг потребитель должен принимать более информативные и целесообразные решения о покупке. Увеличивающееся число доказательств направлено на последовательное и настойчивое опровержение рациональности. Причины этих опровержений различны: умственный подход к принятию решения о покупке, ошибочное понимание потребителем финансовой услуги, сложность процесса принятия решения. Эти отклонения должны быть признаны и объяснены. Альтернативные модели потребительского поведения должны быть рассчитаны регуляторами финансовых услуг и компаниями, ищущими пути влияния на потребителя при принятии им решения о покупке.

Литература:

1. Бусыгина, И. М., Захаров, А. А. Общественно-политический лексикон / Институт международных исследований. — М.: МГИМО — Университет, 2009. — 276 с.

2. Engel, J. F., Blackwell, R. D., & Kollat, D. T. (1978). Consumer Behavior. Dryden Press, Hinsdale, IL; Энгел, Блэквэл, Коллат (1978). Поведение потребителей, Драйден Пресс, Хиндсдайл, Иллинойс.

3. Strong, E. K. (1925). The Psychology of Selling, McGraw-Hill, New York; Стронг (1925), Психологи продаж, МакГов-Хил, Нью-Йорк.

4. Nicosia, F. N. (1966). Consumer Decision Processes, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, NJ; Никосия (1966) Процесс принятия решений потребителем, Прентис-Хол, Инглевуд Клифс, Нью-Джерси.

5. Howard, J. A., Sheth, J. N. (1969). The Theory of Buying Behavior, John Wiley, New York; Ховард, Шез (1969), Теория поведения при покупке, Джон Вилей, Нью-Йорк.

6. Swee–Hoon Chuah, James Devlin (2010), Research note: Behavioral Economics and the Financial Services Consumer: A Review, Financial Services Research Forum, June 2010, University of Not-tingham; Сви-Хоон Чуан, Джеймс Девлин, «Поведенческая экономика и потребитель финансовых услуг: Обозрение», Июнь 2010, Форум финансовых услуг, Университет Ноттингама.

7. Simon Vein, Investments and trading: Formation of individual approach to investment decision making, 2006, Publisher: Alpine Business Books, ISBN: 5-9614-0269-X; Саймон Вайн. «Инвестиции и трейдинг: Формирование индивидуального подхода к принятию инвестиционных решений», 2006, Издательство: Альпина Бизнес Букс ISBN: 5-96140269-X.

8. Попов, Б. Н., Попова, Р. Ю. Место науки в техническом и социальном прогрессе // Научно-технический прогресс: методология, идеология, практика: сб. статей / Отв. ред. Ф. И. Гиренок, М. И. Панов. — М., 1989. — С. 28–32.

9. Сидоров, В. А., Ядгаров, Я. С., Чапля, В. В., Абанина, И. Н., Альпидовская, М. Л. и др. Феномен рыночного хозяйства: проблема трансформации. Историко-экономический анализ бизнеса инноваций. — Майкоп, 2018.

10. Стыцюк, Р. Ю., Иванова, Ю. О. Университетский центр трансфера технологий как конкурентное преимущество // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2013. — Т. 179. — С. 394–398.

11. Стыцюк, Р. Ю., Мотагали, Я. Б. Конкуренция на рынке образования // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2011. — Т. 155. — С. 375–37.

12.Голичев, В. Д., Голичева, Н. Д., Алфимов, И. Е., Шеломенцева, М. В., Гусарова, О. М. и др. Актуальные вопросы экономики и управления в условиях модернизации современной России. — Смоленск, 2015. — Вып. 2. — C. 290.

13. Сидоров, В. А., Ядгаров, Я. С., Чапля, В. В., Абанина, И. Н., Альпидовская, М. Л. и др. Феномен рыночного хозяйства: теоретические и эмпирические исследования проблем коммуникации. — Лондон: London School of Publishing, 2018. — C. 527.

1. Busygina, I. M., Zaharov, A. A. Obshchestvenno-politicheskij leksikon / Institut mezhduna-rodnyh issledovanij. M.: MGIMO — Universitet, 2009. 276 р.

2. Engel, J. F., Blackwell, R. D., & Kollat, D. T. (1978).Consumer Behavior. Dryden Press, Hinsdale, IL; Engel, Blekvel, Kollat(1978), Povedenie potrebitelej, Drajden Press, Hindsdajl, Illinojs.

3. Strong, E. K. (1925). The Psychology of Selling, McGraw-Hill, New York; Strong (1925), Psi-hologi prodazh, MakGov-Hil, N’yu-Jork.

4. Nicosia, F. N. (1966). Consumer Decision Processes, Prentice-Hall, Englewood Cliffs, NJ; Nikosiya (1966) Process prinyatiya reshenij potrebitelem, Prentis-Hol, Inglevud Klifs, N’yuDzhersi.

5. Howard, J. A. and Sheth, J. N. (1969). The Theory of Buying Behavior, John Wiley, New York; Hovard, SHez (1969). Teoriya povedeniya pri pokupke, Dzhon Vilej, N’yu-Jork.

6. Swee–Hoon Chuah, James Devlin (2010), Research note: Behavioral Economics and the Financial Services Consumer: A Review, Financial Services Research Forum, June 2010, University of Not-tingham; Svi-Hoon CHuan, Dzhejms Devlin, "Povedencheskaya ekonomika i potrebitel’ finansovyh uslug: Obozrenie", Iyun’ 2010, Forum finansovyh uslug, Universitet Nottingama.

7. Simon Vein, Investments and trading: Formation of individual approach to investment decision making, 2006, Publisher: Alpine Business Books, ISBN: 5-9614-0269-X; Sajmon Vajn. "Investicii i trejding: Formirovanie individual’nogo podhoda k prinyatiyu investicionnyh reshenij", 2006, Izdatel’stvo: Al’pina Biznes Buks ISBN: 5-9614-0269-X.

8. Popov, B. N., Popova, R. Yu. Mesto nauki v tekhnicheskom i social’nom progresse. Vsbornike: Nauchno-tekhnicheskij progress: metodologiya, ideologiya, praktika. Otv. red. F. I.Girenok, M. I. Panov, Moskva, 1989. Рр. 28–32.

9. Sidorov, V. A., YAdgarov, Ya. S., CHaplya, V. V., Abanina, I. N., Al’pidovskaya, M. L. i dr. Fenomen rynochnogo hozyajstva: problema transformacii. Istoriko-ekonomicheskij analiz biznesa innovacij. Majkop, 2018.

10. Stycyuk, R. Yu., Ivanova, Yu. O. Universitetskij centr transfera tekhnologij kak konkurentnoe preimushchestvo. Nauchnye trudy Vol’nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2013. T. 179. Рр. 394–398.

11. Stycyuk, R. Yu., Motagali, Y. A. B. Konkurenciya na rynke obrazovaniya. Nauchnye trudy Vol’nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2011. T. 155. Рр. 375–37

12. Golichev, V. D., Golicheva, N. D., Alfimov, I. E., SHelomenceva, M. V., Gusarova, O. M. idr. Aktual’nye voprosy ekonomiki i upravleniya v usloviyah modernizacii sovremennoj Rossii. Smolensk, 2015. Tom Vypusk 2. Р. 290

13. Sidorov. V. A., YAdgarov. Ya. S., CHaplya. V. V., Abanina. I. N., Al’pidovskaya. M. L. idr. Fenomen rynochnogo hozyajstva: teoreticheskie i empiricheskie issledovaniya problem kommunikacii. London, Izdatel’stvo: London School of Publishing, 2018. Р. 527

В 70-е гг. XX века произошли структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре. В это же время в мире бурно развивается фондовый рынок как один из источников капитала для развития инновационных, высокотехнологичных и промышленных компаний. Компании получают возможность привлекать капитал путем продаж долговых обязательств и собственных акций на фондовом рынке. Как результат, в эпоху постмодерна возрождается новая отрасль — отрасль финансовых услуг, которая стала основным посредником между инвестиционным сообществом и сектором реальной экономики. Участники фондового рынка, потребляя услуги финансового сектора, демонстрируют различное поведение для достижения своих финансовых целей. Поведение участников фондового рынка заслуживает особого внимания и исследуется в рамках составляющей экономической теории — поведенческой экономики. Поведенческая экономика совсем недавно стала частью экономической науки. Поведенческий ракурс предполагает различные предубеждения, эвристику и другие психологические состояния, которые могут помочь в более детальном понимании выбора, сделанного потребителем. Результатом такого мышления, эвристики, являются поведенческие манеры потребителя, к которым возникает особый интерес со стороны экономической науки с точки зрения принятия экономических решений. Возможно, совершенно не удивительно, что существует увеличивающийся интерес к относительно недавнему дополнению к экономической науке — поведенческой экономике, которая пытается объяснить аномальности психологического поведения [1, 2]. Экономисты все больше признают, что мы не можем изучать человеческое поведение как черный ящик (т. е. не что-то сопоставимое с поведенческими процессами, которые являются результатом, прогнозируемыми экономическими моделями). Необходимо открыть этот ящик и взглянуть на когнитивные процессы, которые определяют направления человеческого поведения. Цель поведенческой экономики — дополнить экономическую теорию системой психологических внутренних человеческих процессов для улучшения этой теории и объяснения человеческого поведения. При этом воздействие типичных умственных недостатков, или эвристика, которая влияет на принятие решения человеком, должны быть учтены как систематические предубеждения, аномальности, эффекты обрамления (фрейминг), которые воздействуют на выбор потребителя и его поведение [3, 4]. Изучение положений поведенческой экономики может заинтересовать и быть полезным регуляторам и компаниям, предоставляющим финансовые услуги.

Для Цитирования:
Стыцюк Р. Ю., Эвристический дискурс поведения потребителей на рынке финансовых услуг в эпоху постмодернизма. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: