Дата поступления рукописи в редакцию: 04.01.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 24.01.2023.
Развитие теоретических воззрений на закономерности функционирования международной торговли в современных условиях привело к формированию широкого спектра концепций, гипотез и теорий, призванных объяснить природу получения выгод государства от участия во внешней торговле, принципы участия стран в международном разделении труда, а также специфике и возможных проблемах международной специализации. На основе анализа современных исследований в данной области осуществляется обоснование мер экономической политики, принимаемых правительствами стран с целью достижения того или иного полезного эффекта, среди которых не последнее место занимают обеспечение конкурентных преимуществ страны в мировом хозяйстве и повышение благосостояния как государства, так и населения.
Одновременно стремительное развитие процессов глобализации в конце XX — начале XXI века на неолиберальных основаниях, заключающихся в стремлении к экстенсивному (в международном масштабе) и интенсивному (проникновение в различные сферы жизни общества) распространению свободного рынка и принципов рыночной эффективности и соответствующем снижении роли государства в экономике, привело в современных условиях мировой политической и экономической нестабильности к повышению значимости государственного регулирования экономических процессов1. В данных условиях особую актуальность приобретает критический анализ сущностных аспектов теорий международной торговли и выделение на его основе контуров стратегии развития внешнеторговой деятельности РФ.
По вопросу организации международной торговли существует множество концепций, гипотез и теорий, которые по признаку их отношения к соответствующей эпохе и аргументационной позиции могут быть классифицированы на 8 групп: классические теории международной торговли, а также модели и концепции на их основе; факторные теории международной торговли, а также модели, гипотезы и теории на их основе; неотехнологические теории международной торговли; современные теории международной торговли; альтернативные теории международной торговли, а также теории и концепции на основе действия эффекта масштаба (см. рисунок).