Дата поступления рукописи в редакцию: 05.09.2024
Дата принятия рукописи в печать: 14.09.2024
Date of receipt of manuscript at the editorial office: 05.09.2024
Date of acceptance of the manuscript for publication: 14.09.2024
Ставя перед собой в качестве цели систематизацию базовых аспектов становления и развития врачебной профессии, логично рассмотреть проблему в формате конкретных исторических условий общественного развития. Необходимы историко-медицинские обоснованные выводы об эволюции врачебной профессии, начиная с «патерналистской модели» [2].
Отмечая, что медицинская деятельность — врачевание, — вообще возникла еще на ранних стадиях человеческого существования, нужно сказать, что в формате самостоятельного раздела знаний она формировалась в IV‑V вв. до н.э. Уточним, в период Античности, в Древней Греции. Примерно тогда же появляются элементы обучения медицине. Общеизвестно, что вышеозначенное неотделимо от великого Гиппократа. В Древнем Риме первыми врачами были рабы из среды военнопленных. Впоследствии они становились «врачами-отпущенниками». В конце III — начале II веков до н.э. стали появляться так называемые «свободные врачи». Далее государственные власти учредили оплачиваемые должности — «врачи-архиатры».
В течение дальнейшего времени медицинская наука продолжала свое развитие. Представлялись и новые методы диагностики и лечения. Например, в Европе в I‑II вв. н.э. медицинское светское образование и звание врача можно было приобрести лишь в Италии. При открытии в XII в. во Франции, Англии и Италии первых университетов открывали богословский, юридический и медицинский факультеты. Но существовала особенность: «Медицину преподавали не в качестве самостоятельной науки, а как часть физических наук». Последние входили в философский курс. [9]. Начинало формироваться врачебное мастерство: «врач-философ» трансформируется во «врача-мастера». При этом последний — это знание, опыт и стремление к вертикальным отношениям (патерналистическим-сакральным, коллегиальным, контрактным и др.). Так, постепенно начали формироваться медицинские навыки. Мы можем назвать это переходным периодом, когда «врач-философ» начал приобретать облик «настоящего врача» [13]