По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Эволюция таможенного тарифа в России

Елистратов А. С. ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», E-mail: komsomol.1977@mail.ru

В статье автором проведено исследование эволюции таможенного тарифа в Российской империи в XIX в. под влиянием как различных теоретических подходов, так и объективных причин. Новизна статьи заключается в том, что экономическая динамика России в XIX в. показана через призму смены тарифа от протекционистского к либеральному и обратно. Рассмотрены условия введения того или иного тарифа, а также последствия его применения. Автором использовались историко-экономический и статистический методы научного анализа.

Литература:

1. Струмилин С. Г. Очерки экономической истории России и СССР. — М.: Наука, 1966. — 514 с.

2. Туган-Барановский М. И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. — СПб.: Наука, 1997. — 741 с.

3. Корф М. А. Жизнь графа Сперанского. — СПб., 1861.

4. Водовозов В. В. Граф С. Ю. Витте и император Николай II. — Петроград, 1922. — 126 с.

5. Гурьев А. Н. Денежное обращение в России в XIX столетии: исторический очерк. — СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1903. — 253 с.

6. Менделеев Д. И. Заветные мысли Д. Менделеева. — СПб.: Типо-литография М. П. Фроловой, 1903–1905. — 428 с.

7. Витте С. Ю. Национальная экономия и Фридрих Лист. — Киев, 1889. — 59 с.

8. Лист Ф. Национальная система политической экономии. — Европа, 2005. — 382 с.

9. Божерянов И. Н. Граф Егор Францевич Канкрин, его жизнь, литературные труды и двадцатилетняя деятельность управления Министерством финансов. — СПб., 1897. — 250 с.

10. Сементковский Р. И. Е. Ф. Канкрин. Его жизнь и государственная деятельность: биографический очерк. — СПб., 1893. — 94 c.

11. Баранов А. А. Исторический обзор хлопчатобумажного производства в России в связи с таможенными тарифами. — М., 1913.

12. Фабрично-заводская промышленность и торговля России. — СПб., 1893.

13. Гладков И. С. Экономика: экономическая теория, история экономики, мировая экономика, международные экономические отношения: интегрированный учебный курс. — М., 2005. — 438 с.

14. Гладков И. С., Пилоян М. Г. Граф Е. Ф. Канкрин: воспоминание о будущем // Международная жизнь. — 2012. — № 13. — С. 148–157.

15. Гладков И. С., Пилоян М. Г. История мировой экономики: Научное издание — Справочник. — 2-е изд. — М., 2016. — 384 с.

16. Елистратов А. С., Пилоян М. Г. Последний эффективный менеджер царской России // Журнал исторических исследований. — 2020. — Т. 5. — № 1. — С. 7–10.

17. Елистратов А. С., Пилоян М. Г. Егор Францевич Канкрин: немец на государевой службе в России // Журнал исторических исследований. — 2019. — Т. 4. — № 4. — С. 17–20.

18. Елистратов А. С., Пилоян М. Г. Денежная реформа Е. Ф. Канкрина и его вклад в экономическое развитие России // Валютное регулирование. Валютный контроль. — 2019. — № 12. — С. 73–78.

19. Ерешко Е. В. Протекционизм и фритредерство в таможенной политике Российской империи // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2009. — № 1. — С. 73–77.

20. Мошкин А. Н. Предприниматели и таможенная политика Правительства России в 1850– 1870-е годы // Омский научный вестник. — 2007. — № 4. — С. 11–14.

21. Сорокин А. Н. Протекционизм и промышленное развитие России в XIX веке // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. — 2009. — № 4. — С. 82–93.

История Российской империи XIX в. богата на различные события. Не меньший интерес вызывает экономическая история страны в этом столетии. Если в начале XIX в. Россия представляла собой страну с только зарождавшимся машинным производством, то в конце столетия — уже государство с динамично развивающейся промышленностью и широкой железнодорожной сетью. Но промышленное развитие не было прямолинейным, можно отметить маятниковое движение экономической политики от свободы торговли к протекционизму и обратно. При этом одним из ключевых инструментов реализации экономической политики в XIX в. становится таможенный тариф. В этой связи следует рассмотреть происходившие в России в XIX в. изменения этого тарифа под влиянием как различных экономических теорий, так и объективных обстоятельств.

В начале XIX в. государственное хозяйство России оказалось в тяжелом состоянии: расходы бюджета были почти в 2 раза выше доходов, ассигнационный долг достиг 577 млн руб. [13, 17]. Главными причинами такого положения являлись беспорядочное управление государственным хозяйством, расточительная политика Екатерины II, неумелое управление финансами при Павле I, постоянные войны времен Александра I [3]. При этом таможенные тарифы были преимущественно бессистемными, которые вводились и изменялись исходя из сиюминутных внешнеполитических целей. Они существенно стесняли экспорт и тормозили национальное производство.

В 1810 г. М. М. Сперанским был выработан твердый финансовый план, главной целью которого было сокращение дефицита бюджета. Одновременно был введен первый стройный таможенный тариф, послуживший прототипом всех последующих тарифов. В то же время были существенно изменены условия навигации. Новые правила позволяли английским судам под нейтральным американским флагом беспрепятственно заходить в русские порты. Таким образом, Россия фактически прекратила континентальную блокаду Англии. Эти меры позволили существенно оживить внешнюю торговлю и поднять портовые обороты.

Важно отметить, что в начале XIX в. в России преобладали идеи классической экономической школы. В Санкт-Петербурге теорию фритредерства преподавал двору академик А. К. Шторх. Кроме этого, такие влиятельные люди, как М. М. Сперанский и его советник Н. С. Мордвинов, были, безусловно, последователями либеральных идей А. Смита. Министерством финансов руководил убежденный монетарист Д. А. Гурьев [13–15].

Для Цитирования:
Елистратов А. С., Эволюция таможенного тарифа в России. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: