По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Эволюция противостояния США — Куба в постбиполярный период

М. П. Торшин кандидат исторических наук, профессор Дипломатической академии МИД РФ
В. А. Арутюнян магистрант Дипломатической академии МИД РФ

В статье рассмотрены причины отказа администрации Барака Обамы от политики изоляции Кубы, анализируются изменения внешнеполитического курса в сторону нормализации отношений с Гаваной. Автор рассматривает «кубинскую» политику США в 1959–2018 гг., отмечает сложности на пути полного восстановления американо-кубинских отношений.

Литература:

1. Батчиков С. А., Кононученко С. Б. Еще раз об эволюции российско-кубинских отношений // Российский экономический журнал. — 1997. — № 4.

2. Бородаев В. А. Политика США на Кубе // Международная жизнь. — 2001. — № 6.

3. Бородаев В. А. Сохраняется крупный геополитический потенциал в отношениях с Кубой // Международная жизнь. — 2001. — № 6.

4. Горовцов Д. Е. Российско-кубинские отношения и закон Хелмса-Бертона // Международные отношения. — 1996. — № 8 (15).

5. Данненберг А. Н. Куба — конфессиональный аспект // Мир и политика. — 2013. — № 02 (77).

6. Елбаева М. В. Права человека на Кубе: мифы и реальность // Латинская Америка. — 2008. — № 12.

7. Лексютина Я. В. Китай — активный игрок на просторах Латинской Америки // Латинская Америка. — 2012. — № 8.

8. Леонов Н. С. Кубинская революция и ее лидер // Латинская Америка. — 1999. — № 4. — С. 17–21.

9. Новые партнеры Латинской Америки — Китай, Южная Корея, Индия, ЮАР // Кузьмин В. В., Нутенко Л. Я., Симонова Л. Н., Панюшкина О. А., Николаева Л. Б., Тайар В. М. — М.: ИЛА РАН, Аналитические тетради, 2005. — Вып. 18.

10. Бородаев В. А. История формирования и развития новой политической системы на Кубе (1953–2008 гг.): Автореф. дис. … д-ра ист. наук / М.: Московский городской педагогический университет, 2009. — 40 с.

11. Ширяев Б. А. Политика США в отношении Кубинской революции (1959– 1962 гг.): Автореф. дис. … канд. ист. наук / Л.: Ленинградский государственный университет, 1967. — 18 с.

12. Guerra R. La expansión territorial de los Estados Unidos a expensas de España y de los paises hispanoamericanos. La Habana: Ed. nacional de Cuba, 1964. — P. 300–349.

13. Hernández R. Mirar a Cuba: Ensayos Sobre Cultura Y Sociedad Civil. La Habana: Fondo de Cultura Económica, 2002. — 197 p.

14. Lamrani S. Terrorismo de Estados Unidos contra Cuba. El caso de los Cinco. La Habana: Editorial José Martí, 2005. — 210 p.

15. Leongrande W. The Cuba reader: The making of a revolutionary society. N. Y.: Grove Press. 1989. — 564 p.

16. Long P. United States Foreign Policy Towards Cuba and Prospects for Democratisation: M. A. thesis. Canada: McGill University, 1995. — 113 p.

17. Lowenthal A. Partners in Conflict: the USA and Latin America in the 1990s. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1990. — P. 53–70.

18. McGillion C., Morley M. Unfi nished Business: America and Cuba after the Cold War, 1989–2001. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. — 264 p.

Американо-кубинское противостояние уходят своими корнями в холодную войну. В 1959 г. Фидель Кастро и группа революционеров захватили власть в Гаване, свергнув поддерживаемое США правительство Фульхенсио Батисты. Несмотря на опасения по поводу коммунистической идеологии Кастро, Соединенные Штаты признали его правительство. Однако, поскольку правительство Кастро начало активно сотрудничать с Советским Союзом, национализировало собственность, принадлежащую США, и повысило налоги на американский импорт, Соединенные Штаты приняли решение ответить политикой экономических санкций. После сокращения кубинского импорта сахара Вашингтон ввел запрет почти на весь экспорт США на Кубу, который президент Джон Ф. Кеннеди расширил до полного экономического эмбарго, включающего строгие ограничения на поездки.

Соединенные Штаты разорвали дипломатические отношения с Кубой и начали проводить секретные операции по свержению правительства Ф. Кастро в 1961 г. Неудачная попытка свергнуть Кастро при поддержке Центрального разведывательного управления подпитывало кубинское недоверие и национализм и побуждала Гавану позволить Советскому Союзу секретно установить на острове ядерные ракетные объекты. Американские самолеты наблюдения обнаружили ядерные ракетные установки в октябре 1962 г., начав тринадцатидневные переговоры между администрацией Кеннеди и советским лидером Никитой Хрущевым, которые угрожали перерасти в ядерную войну. В конце концов Хрущев согласился вывести советские ракеты в обмен на обещание Кеннеди не вторгаться на Кубу и убрать американские ядерные ракеты из Турции.

В последующие десятилетия экономическая и дипломатическая изоляция стала основным направлением политики США в отношении Кубы. В 1982 г. администрация Рональда Рейгана объявила Кубу государственным спонсором терроризма за поддержку левых группировок в Центральной Америке и Африке. Оба президента Джордж Буш и Билл Клинтон подписали Закон о кубинской демократии 1992 г. и Закон о кубинской свободе и Демократической солидарности 1996 г., которые значительно укрепили политику санкций США, требуя от Кубы перехода к демократически избранному правительству, тем самым требуя свержения кубинского лидера Ф. Кастро и поддержки прав человека и основных свобод на острове, до того как эмбарго может быть снято. В 1999 г. в эмбарго были внесены некоторые коррективы, с тем чтобы разрешить экспорт на остров некоторых предметов медицинского назначения и продуктов питания из США, однако введение комиссии по оказанию помощи свободной Кубе при президенте Джордже У. Буше привело к ужесточению действующих санкций. Кубинское правительство подсчитало, что ограничения торговли США обошлись стране в 4,6 млрд долл. экономического ущерба в 2015 г. и в общей сложности в 126 млрд долл. с начала эмбарго.

Для Цитирования:
М. П. Торшин, В. А. Арутюнян, Эволюция противостояния США — Куба в постбиполярный период. Дипломатическая служба. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: