Актуальность проблемы: проблематика данной статьи представляется как никогда актуальной в связи с произошедшей, после начала специальной военной операции (далее — СВО) ВС РФ в феврале 2022 года и обострения ситуации на юго-востоке Украины, активизацией информационного противостояния. Несмотря на то, что корни такого глобального и многоаспектного явления, как информационные войны, уходят в глубь веков, многие теоретические модели, разработанные мыслителями прошлого, могут быть применены и к объяснению текущего конфликта. В связи с вышеизложенным, кажется весьма важным и своевременным обобщить опыт исследования данной темы многими поколениями мыслителей, описать концепции и идеи, а также взгляды и представления о предмете данного исследования на протяжении истории, и на основе обобщённого материала сформулировать системное представление о проблеме информационного противостояния.
Цель исследования: целью данного исследования является системное изучение темы теории и практики информационных войн в трудах мыслителей разных эпох, сравнение, анализ и обобщение существующих теоретических концепций, а также формирование целостного представления о предмете исследования.
Материал и методы: в работе применялись такие методы научного анализа как компаративный анализ информации, синтез, обобщение и систематизация изученной литературы. В качестве источниковой базы использовались такие небезызвестные произведения, как трактат «Искусство войны» Сунь-Цзы, трактат «О военном искусстве» Николо Макиавелли, а также монографии «Психологическая война» известного американского исследователяпрактика первой половины XX века Пола Лайнбарджера и «СМИ, пропаганда и информационные войны» современного отечественного ученого И.Н. Панарина, а также публикации авторитетных научных изданий.
Результаты и их обсуждение: нельзя не отметить, что испокон веков, вплоть до начала XX века, изучение средств и методов ведения информационной войны носило в основном фрагментарный характер и включалось в совокупность философских, религиозных, а позднее и политических трактатов в виде примеров военной хитрости, пропаганды на поле боя или отдельных агитационных призывов, и до событий Первой мировой войны мыслители обычно не выделяли информационную войну, как отдельное явление общественной жизни.