Газовые котлы — самые популярные в мире. Их можно встретить практически во всех промышленных строениях и частных коттеджах и домах. История знакомого каждому домовладельцу оборудования уникальна. Чуть больше чем за сто лет газовые котлы прошли путь от нелепых, громоздких конструкций до автоматизированных устройств на удаленном управлении, которые, вероятно, скоро начнут подавать кофе в постель. Эволюционный путь котлов полон неожиданных поворотов и интересных фактов.
Считается, что первый отопительный котел появился в XVII в. в Италии, но изобрел его француз — физик Папен Дени. Выглядел агрегат как большой чайник с предохранительным клапаном для регулирования уровня давления. Привычный современным людям вид отопительные агрегаты приобрели в XIX в., но именно газовые котлы появились лишь в конце столетия. Зато благодаря доступности топлива они быстро вышли на лидирующие позиции.
«Как только человечество научилось использовать природный газ в бытовых целях, люди поняли — это наилучший вид топлива. Он легко разжигается, при его сгорании выделяется большое количество тепла, нет дыма, копоти и твердых отходов. Последнее означает, что газовые котлы не нуждаются в постоянной чистке, достаточно просто ежегодно проводить профилактическое обслуживание оборудования», — рассказывает Матвеев И.А., заслуженный энергетик РСФСР, почетный энергетик России.
С момента осознания всем миром преимуществ газового отопительного оборудования и началась его история.
В 1895 г. профессор Юнкерс Хуго (тот самый, что потом будет проектировать самолеты) открыл в немецком городе Дессау фабрику Junkers & Co и первым в мире начал производить газовые водонагреватели. Через девять лет ассортимент компании включал 19 моделей оборудования. Некоторые из них были оснащены простейшей автоматикой: она управляла подачей газа в зависимости от расхода горячей воды (рис. 1).
К началу 1912 г. с конвейеров предприятия Юнкерса сошло более ста тысяч единиц оборудования. В том же году изобретатель представил первый бытовой газовый котел — известно, что его поставка в один из частных домов Брюсселя была осуществлена в третьем квартале 1912 г.