По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Евгений Чернышев и его цветопереживания

Варвара Серова искусствовед, ведущий специалист Государственного Русского музея

Персональная выставка «Цвет Ы» в большом зале Санкт-Петербургского Союза художников — вторая крупная авторская выставка Евгения Чернышева после выставки в галерее KGallery в сентябре 2015 г., на которой он впервые продемонстрировал свой талант живописца и скульптора, а также собственные эстетические принципы.

В своей новой серии работ «Цвет Ы» Чернышев отходит от брендреализма, исторических экскурсов и переосмысления импрессионизма и постимпрессионизма и, интуитивно или отрефлексированно, нащупывает «свою» тему. Разумеется, с усложнением видения и новыми художественными задачами, которые художник ставит перед собой, наступает органичный процесс развития; процесс творческих поисков реализуется в серии крупноформатных живописных полотен работ с натурфилософским подтекстом, посвященных овладеванию и индивидуализации подхода Чернышева к колористическим решениям, к цветопереживанию.

На первый взгляд, художник ставит перед собой ясные задачи, которые еще Марк Шагал охарактеризовал как «непрестанную попытку [искусства] соперничать с красотой цветов». Действительно, лейтмотивом серии стали цветы. В произведениях Чернышева они словно становятся олицетворением природы, воплощением ее изящных силуэтов, текучих ритмов, меняющихся состояний. Как отмечал Анри Матисс, «для художника-творца нет ничего сложнее, чем нарисовать розу, ведь сперва он должен забыть о всех розах, нарисованных раньше». Новому прочтению прочно закрепившегося в мировом искусстве и одновременно неисчерпаемого при условиях осмысленного рассмотрения сюжета способствуют несколько факторов.

Прежде всего, тематика, на первый взгляд располагающая к яркому живописному действу, у Чернышева отличается сдержанностью колорита. Видимая яркость цветовых акцентов, например в его триптихе «Подсолнухи», уравновешивается плотной цветной заливкой фона, чистотой локального цвета. Работа цвета отрефлексирована и актуализирована, ее тройственная направленность оправданна; действительно, зачастую излишняя пастозность и россыпь мазков гасят свето- и цветосилу.

Кроме того, сдержанная тональность работ Чернышева, в противоположность ожидаемому цветочному многоцветию, позволяет сфокусировать внимание на символике цвета. Сюжет, композиционное решение и цветовая гамма «работают вместе» и соотнесены с протеканием времени, в некоторых работах присутствует мотив цветового потока, который весьма эффективно подчеркивается вертикальным форматом работ.

Для Цитирования:
Варвара Серова, Евгений Чернышев и его цветопереживания. Дом культуры. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: