По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Это должен знать каждый. Шаговое напряжение!

Представьте проселочную грунтовую дорогу. Между небольшими деревнями движение не слишком интенсивное — пару раз в день курсирует рейсовый автобус «ПАЗик». Также эту дорогу пересекает ВЛ35 кВ (воздушная линия электропередачи напряжением 35 киловольт, то есть 35 000 вольт). Случилось так, что один из проводов упал с опоры и повис над дорогой примерно на высоте 2 метра. В это время по дороге ехал «ПАЗик» с двумя десятками пассажиров. Водитель увидел провод и решил протиснуться под ним в месте наименьшего провиса. Но, проезжая-таки, зацепил его, двигатель заглох, из моторного отделения пошел дым. Водитель открыл двери и сказал всем выбегать из автобуса.

Первой стала спускаться пожилая женщина. Как только она коснулась земли, то сразу упала, не подавая признаков жизни, следом выходила девушка, она также упала замертво. Тут кто-то в автобусе буквально спас жизнь остальным, крикнув, что это шаговое напряжение. После краткого инструктажа остальные люди смогли выбраться невредимыми из автобуса. Только один молодой паренек, которому не было еще и 18 лет, решил помочь бабуле, осевшей у автобуса, подбежал и сам лег рядом, едва к ней прикоснувшись. Вот тогда впервые я задумался о том, что есть такие вещи, о которых необходимо рассказывать в школах, автошколах. Это должен знать каждый, чтобы остаться в живых.

По стране каждый год происходит множество случаев гибели людей в электроустановках. Во многих случаях беды можно было бы избежать, обладай пострадавшие нехитрыми знаниями. Хочется надеяться, что информацию, которую я тут дам, вы сохраните в голове, при случае расскажете родным, друзьям, знакомым.

Типичный случай в последнее время. Среди тех, кто регулярно рискует попасть под напряжение — машинисты автокранов, автоподъемников, манипуляторов. Тут идет строительство коттеджа, для строителей понадобилась бытовка. Приехал манипулятор, выставился под ВЛ-10 кВ и стал разгружать бытовку. Во время разгрузки рядом находились два строителя. Оператор манипулятора стоял на земле и управлял рычагами с правой стороны (за бытовкой не видно). Один из строителей предупреждал манипуляторщика, что тот приближается к проводам, на что была реакция: «Сам вижу». Видать, думал, что если не коснуться проводов, то ничего не случится. При приближении стрелы к проводам произошел пробой по воздуху (вроде молнии), и ток потек по металлическим конструкциям механизма.

Видите черные следы на покрышке? Это следы протекания тока. Резина — изолятор, но напряжение высокое, и оно пробивает расстояние между диском колеса и землей. Такие же отметки есть на всех остальных колесах. Видите левее обломок доски со следами обугливания? А вот там стоял оператор манипулятора. От рычагов через него и дальше в землю протекал такой ток, что плавился песок.

Для Цитирования:
Это должен знать каждый. Шаговое напряжение!. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: