Традиционно профессиональная биомедицинская этика рассматривает систему норм, ценностей и обязательств, которую принимает и исполняет врач, оказывая помощь больному человеку. В этой системе на первое место выходит принцип уважения достоинства человека и его прав независимо от его социального статуса, включая возрастные характеристики. К основным принципам профессиональной этики, признанным Всеобщей декларацией о биоэтике и правах человека (UNESCO, 2005), относятся:
● принцип человеческого достоинства и прав человека, включающий принцип приоритета человека над интересами общества и науки;
● принцип блага и вреда — получение максимальных благ для пациентов и сведение к минимуму любого возможного вреда;
● принцип самостоятельности (автономии) и индивидуальной ответственности в принятии решений, включая специальные меры по защите интересов лиц, не обладающих правоспособностью;
● принцип согласия, в том числе и для лиц, не обладающих правоспособностью давать согласие;
● принцип признания уязвимости человека и уважения неприкосновенности его личности, включая защиту особо уязвимых групп;
● принцип неприкосновенности частной жизни и конфиденциальности;
● принцип равенства, справедливости и равноправия;
● принцип недопущения дискриминации и стигматизации;
● принцип социальной ответственности и здоровья, включая право на обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья, доступ к качественным медицинским услугам и лекарствам.
Со времен Гиппократа особое значение в работе с людьми старшего возраста имеет принцип доминанты интересов пациента. Долг врача — это призвание и умение подчинить свой интерес интересам, пользе и выгоде пациента: «Я направлю режим больных к их выгоде... В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного».
Умение подчинить себя интересам любого больного человека — это не только и не просто заслуживающие уважения свойства личности врача, а прежде всего свидетельство его профессионализма. Поведение врача, и с точки зрения его внутренних устремлений, и с точки зрения его внешних поступков должно мотивироваться интересами и благом пациента, и не подчиняться личному индивидуальному благу и поиску путей достижения этого блага (будь то благо материальное, чувственное и т. п.) «за счет» страдающего человека [12, 13].