Для российских страховщиков цифровая трансформация и инновации стали серьезными вызовами к срочному включению их в стратегические программы развития компаний.
Новые конкурентные угрозы, текущее ценовое давление, устаревание технологий, растущие нормативные требования со стороны мегарегулятора — Банка России — и, как правило, низкие финансовые показатели относятся к силам, которые требуют значительных изменений и совершенно новых бизнес-моделей. На конец 2018 г. в России на страховом рынке работало 119 страховых компаний, и процесс сокращения количества компаний продолжается.
Другие внешние события — устойчивый прогресс в отношении беспилотных автомобилей, быстрое появление Интернета вещей (IoT) и глубокие демографические сдвиги — оказывают дополнительное давление на страховщиков.
Цифровая трансформация — чрезмерно модное словосочетание, означающее разное содержание для разных компаний. Однако верно, что почти каждый страховщик на планете — независимо от его размера, структуры или конкретных обстоятельств — должен немедленно осуществить цифровое преобразование. Это верно из-за постоянно растущих потребительских ожиданий и отставания страхового сектора с точки зрения использования цифровых технологий.
Признавая необходимость внедрения инноваций [5] и ограниченность существующих технологий, многие страховщики уже осуществляли основные этапы трансформации. Это, прежде все го, первые шаги или фундамент по использованию базовых цифровых коммуникаций, безбумажные документы, онлайн-ввод данных, мобильные приложения и тому подобное. Это были необходимые шаги, поскольку последние исследования потребительского страхования показывают, что более 80 % клиентов готовы использовать цифровые и удаленные каналы связи (включая веб-чат, электронную почту, мобильные приложения, видео или телефон) вместо взаимодействия со страховщиками через агентов или брокеров.
Более продвинутые технологии, которые могут обеспечить значительное повышение эффективности и снижение затрат по обслуживанию, также требуют более сильных и более гибких систем (например, технология Chatbot).