По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 368.1

Этапы цифровой трансформации страхового рынка России

Юлия Михайловна Ильиных доцент кафедры «Экономика, финансы и кредит», Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова, доцент кафедры «Финансы и кредит», Алтайский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, канд. экон. наук, доцент 656031, г. Барнаул, пр. Строителей, 41, кв. 147, 8 903 992 0978; Е-mail: yulia-iln@mail.ru

В статье обозначена актуальность перехода российских страховщиков на цифровые технологии, так как потребители страховых услуг требуют удобства, адаптивности и высоких скоростей в предоставлении услуг страхования. Описаны инновационные инструменты, которые могут быть внедрены страховщиками с целью получения преимуществ в цепочке создания страховой стоимости в нескольких ключевых областях. Представлены возможные этапы развития цифровой трансформации в страховой отрасли с описанием процессов, происходящих на каждом из этапов. Автор статьи обозначил проблемы, которые могут возникнуть при проведении цифровой трансформации на российском страховом рынке.

Литература:

1. Ильиных Ю. М., Таскин Н. В. Автострахование: отечественный и зарубежный опыт // Страхование в системе финансовых услуг в России: место, проблемы, трансформация: сборник международной научно-практической конференции (г. Кострома, 7–9 июня 2017 г.). — Кострома: Изд-во Костромского гос. технол. ун-та, 2017 — С. 223–227.

2. Красильников О. Ю. Проблемы развития интернет-страхования в России // Страхование в эпоху цифровой экономики: проблемы и перспективы: сборник статей международной научно-практической конференции (г. Йошкар-Ола, 5–7 июня 2018 г.). — Йошкар-Ола: Изд-во Марийского гос. ун-та, 2018. — С. 50–55.

3. Просторы Интернета: для работы или развлечений? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9322 (дата обращения: 27.01.2019).

4. Статистические показатели и информация об отдельных субъектах страхового дела [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. cbr.ru/finmarket/supervision/sv_insurance/ (дата обращения: 15.01.2019).

5. Швецов Ю. Г. Цифровая экономика и децентрализация общества // Вызовы цифровой экономики: условия, ключевые институты, инфраструктура: сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции (г. Брянск, 21–22 марта 2018 г.). — Брянск: Изд-во Брянского гос. инж.-технолог. ун-та, 2018. — С. 61–63.

6. Digital insurance: How to compete in the new digital economy [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dxc.technology/insurance/ insights/119993-digital_insurance_how_to_compete_in_the_new_digital_economy (дата обращения: 16.01.2019).

7. Digital transformation in insurance [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-digital-transformation-in-insurance/$FILE/ey-digital-transformation-in-insurance.pdf (дата обращения: 16.01.2019).

8. Insurance: $ 7 Trillion Goliath [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/arjanschutte/2015/01/21/insurance-7-trillion-goliath/#7f305194616c (дата обращения: 20.01.2019).

9. Top 5 Digital Transformation Trends in Insurance [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/danielnewman/2017/09/05/ top-5-digital-transformation-trends-in-insurance/#7ecc587930ba (дата обращения: 21.01.2019).

Для российских страховщиков цифровая трансформация и инновации стали серьезными вызовами к срочному включению их в стратегические программы развития компаний.

Новые конкурентные угрозы, текущее ценовое давление, устаревание технологий, растущие нормативные требования со стороны мегарегулятора — Банка России — и, как правило, низкие финансовые показатели относятся к силам, которые требуют значительных изменений и совершенно новых бизнес-моделей. На конец 2018 г. в России на страховом рынке работало 119 страховых компаний, и процесс сокращения количества компаний продолжается.

Другие внешние события — устойчивый прогресс в отношении беспилотных автомобилей, быстрое появление Интернета вещей (IoT) и глубокие демографические сдвиги — оказывают дополнительное давление на страховщиков.

Цифровая трансформация — чрезмерно модное словосочетание, означающее разное содержание для разных компаний. Однако верно, что почти каждый страховщик на планете — независимо от его размера, структуры или конкретных обстоятельств — должен немедленно осуществить цифровое преобразование. Это верно из-за постоянно растущих потребительских ожиданий и отставания страхового сектора с точки зрения использования цифровых технологий.

Признавая необходимость внедрения инноваций [5] и ограниченность существующих технологий, многие страховщики уже осуществляли основные этапы трансформации. Это, прежде все го, первые шаги или фундамент по использованию базовых цифровых коммуникаций, безбумажные документы, онлайн-ввод данных, мобильные приложения и тому подобное. Это были необходимые шаги, поскольку последние исследования потребительского страхования показывают, что более 80 % клиентов готовы использовать цифровые и удаленные каналы связи (включая веб-чат, электронную почту, мобильные приложения, видео или телефон) вместо взаимодействия со страховщиками через агентов или брокеров.

Более продвинутые технологии, которые могут обеспечить значительное повышение эффективности и снижение затрат по обслуживанию, также требуют более сильных и более гибких систем (например, технология Chatbot).

Для Цитирования:
Юлия Михайловна Ильиных, Этапы цифровой трансформации страхового рынка России. Лизинг. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: