Дата поступления рукописи в редакцию: 22.09.2025
Дата принятия рукописи в печать: 23.09.2025
После распада Советского Союза Китай начал активное взаимодействие с новыми образовавшимися государствами. С установлением межгосударственных отношений между Китаем и Киргизией в 1992 г. экономическое партнерство стало стремительно укрепляться.
На протяжении последних трех десятилетий Китай остается ключевым торговым партнером и основным поставщиком импортной продукции для Киргизии. Объемы экономического и технологического сотрудничества между странами неуклонно растут, отражая обоюдное стремление к всестороннему развитию двусторонних отношений.
Укрепление экономических взаимоотношений между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой с 1991 по 2010 г. делится на несколько основных этапов [9]:
• Начальный этап (1991–1999 гг.);
• Углубление сотрудничества (2000–2005 гг.);
• интенсивное развитие (2006– 2019 гг.);
• упрочение сотрудничества (2020г. — настоящее время).
После обретения независимости в 1991 г. Киргизия начала искать новые экономические связи, включая отношения с Китаем.
История двусторонних отношений началась 5 января 1992 г. с подписания совместного коммюнике об установлении дипломатических связей. В этот период стороны достигли соглашений в сферах экономики, научно-технического взаимодействия и торговли. Также были подписаны документы, регулирующие контроль качества импортируемой и экспортируемой продукции. Эти договоренности создали прочную базу для последующего активного развития сотрудничества между двумя странами.
Согласно данным китайской таможенной статистики, в 1992 г. объем взаимной торговли между Китаем и Киргизией был относительно невелик и составил 36 млн долл. США. Уже в 1993 г. этот показатель вырос до 103 млн долл. США. Для более эффективной координации экономического взаимодействия в 1994 г. был создан межправительственный комитет по контролю за торгово-экономическим сотрудничеством. К 1995 г. объем двусторонней торговли достиг 231 млн долл. США. Однако подготовка Киргизии к вступлению в ВТО вызвала резкое сокращение товарооборота. Это было связано с неопределенностью в правовом регулировании двусторонней торговли. Недостатки в законодательной базе стали серьезным препятствием для развития взаимовыгодного экономического сотрудничества между странами.