По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.516

Этапы развития отечественных систем управления качеством

Внедрение в прежние годы (до распада СССР) на большинстве предприятий систем управления качеством имело в целом положительное значение, так как этим для предприятий были обеспечены определенные требования к качеству выпускаемой продукции и привиты навыки регламентированной деятельности в области качества. Это создало определенные благоприятные условия для внедрения на многих ныне действующих и вновь открываемых предприятиях требований современных международных стандартов ISO серии 9000, которые нашли свое отражение в аналогичной серии отечественных ГОСТ Р ИСО 9000. Эти стандарты широко применяются сегодня в международной и отечественной практике. Внедрение в производство ГОСТ Р ИСО 9000 во многом позволило вплотную приблизиться к уровню международных требований в обеспечении высокого уровня качества выпускаемой отечественной продукции. В свою очередь, это открыло отечественным товаропроизводителям возможности для выхода со своей продукцией на мировые рынки.

Литература:

1. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.

2. Черкасов В.В., Змиевский В.И. Повышение эффективности деятельности организации // Методы менеджмента качества. — 2005. — № 2.

3. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н. Эффективность управления трудовыми ресурсами предприятия при внедрении системы менеджмента качества. — Пенза: Изд-во Пензенского ГУ, 2008.

4. Салимова Т.А., Ватолкина Н.Ш. История управления качеством. — М.: КноРус, 2005.

5. Окрепилов В.В. Управление качеством. — М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2008.

6. Управление качеством: учебник / Под ред. Ильенковой С.Д. — М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2008.

При создании организационной и функциональной структуры системы управления качеством целесообразно исходить из того, что управление качеством, являясь подсистемой общей системы управления деятельностью предприятия, обеспечивает непрерывное воздействие на качество процесса производства продукции (начиная с установления требуемого уровня качества до сдачи продукции заказчику) на всех уровнях управления (от руководителя предприятия до рабочих).

Существующая на предприятии система управления должна быть дополнена функциями по управлению качеством и взаимосвязана с производственным процессом. Всем этим требованиям отвечали системы управления качеством, разработанные на предприятиях СССР (1950–1980-е гг.).

Улучшение качества продукции определяет конкурентоспособность и выживаемость предприятия в условиях рынка, внедрение инноваций, рост эффективности производства, темпы технического прогресса, экономию всех видов ресурсов, использованных на предприятии. Управление качеством базируется на двух основных звеньях: первое — стандартизация продукции и всех переделов технологического процесса, включая методы и средства входного, операционного и приемочного контроля, второе — метрологическое обеспечение процесса.

В управлении предприятием можно выделить следующие основные подходы: процессный, системный и ситуационный. Процессный подход предполагает рассмотрение управления как процесса, то есть серии непрерывных взаимоувязанных действий. При ситуационном подходе центральным моментом является ситуация, то есть набор обстоятельств, позволяющий организациям достигать цели благодаря ситуационным различиям между ними. Системный подход заключается в рассмотрении организации как системы — некой целостной структуры с подсистемами (кадры, финансы, качество и т.п.). Системный подход к управлению качеством является доминирующим и ведущим. Однако, прежде чем приступить к детальному его рассмотрению, остановимся на систематизации работ по качеству, предложенной Гличевым А.В. [1].

Для Цитирования:
Этапы развития отечественных систем управления качеством. Управление качеством. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала