Более чем двадцатилетний опыт аграрных преобразований, частью которых была земельная реформа, позволяет определить положительные и отрицательные тенденции в землепользовании и развитии земельных отношений.
В начале 90‑х гг. в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования возникла необходимость перестройки земельной политики и всей системы земельных отношений.
В этот период, как отмечают исследователи, земельная реформа в нашей стране была начата без предварительной подготовки: отсутствовали научно обоснованная концепция и программа земельных преобразований, законодательная и нормативная базы правового, экономического и организационного механизма регулирования земельных отношений. Решения принимались ускоренно. Форсированно происходило разгосударствление земельной собственности, ликвидировались крупные предприятия, в массовом порядке создавались крестьянские хозяйства. Рациональному использованию земель в период проведения земельной реформы не уделялось должного внимания. В спешном порядке принимались подзаконные акты, не обеспеченные механизмом их реализации и не апробированные в разных природно-экономических зонах [1].
Правовую основу земельной реформы в России заложили законы РСФСР «О земельной реформе» (1990), «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (1990). Земельным кодексом РСФСР, принятым 25 апреля 1991 г., были определены сущность и правовой статус различных форм и видов собственности на землю, владения и пользования землей. В связи с этим в рамках первого этапа земельной реформы предстоял большой объем работ по перераспределению земель и переходу к экономическим методам управления земельными ресурсами [2].
Изменения в области федерального земельного законодательства поставили субъекты федерации перед необходимостью принятия своих нормативных актов.
В Республике Калмыкия, как и во всех регионах России, требовалось создание новой нормативно-правовой базы регулирования земельных отношений, соответствующей новым экономическим реалиям и создающей условия для рационального землепользования.