По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Есть ли будущее у международных организаций, регулирующих мировую торговлю?

Н. В. Новичков д-р экон. наук, профессор, главный научный сотрудник Федерального научного центра аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства, депутат Государственной Думы РФ, председатель редакционной коллегии журнала «Международная экономика»

Пандемия COVID-19 и последовавший за ней рост международной напряженности поставили вопрос об эффективности существующих глобальных политико-экономических и иных межгосударственных институтов.

Нас, конечно, в первую очередь беспокоит будущее международной торговли и внешнеэкономической деятельности, но по большому счету вопросы есть ко всем глобальным экономическим, политическим и гуманитарным организациям. Насколько эффективно работает ООН и его подразделения, включая, например, ЮНЕСКО? Нужна ли в нынешнем виде Всемирная организация здравоохранения? Во что превратился Международный олимпийский комитет?.. Все подобные организации и институты давно существуют, что называется, «на своей волне», часто игнорируя не только интересы собственных членов или учредителей, но и банальный здравый смысл.

Ключевой организацией, регулирующей мировую торговлю, является, конечно же, Всемирная торговая организация (ВТО) — символ глобализма и иллюзий относительно того, что мировая торговля может быть выведена за рамки государственной политики. Напомним, что ВТО в ее нынешнем виде появилась совсем недавно — в 1995 г., возникнув на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), неформальная организация которого возникла намного раньше — в 1947 г.

История с появлением ГАТТ намного интереснее и драматичнее. Несмотря на благие цели, ГАТТ создавалась ведущими капстранами для контроля над новыми разработками, технологиями двойного назначения, новым оборудованием и инновационными решениями с целью недопущения их проникновения в страны социалистического блока. По сути, ГАТТ была изначально призвана не объединять страны и народы на основе свободной торговли, а формировать барьеры для обеспечения опережающего инновационного роста западных экономик.

Если кто-то думает, что родовая особенность ГАТТ исчезла с появлением ВТО, он глубоко ошибается. Достаточно привести один пример: функционеры ВТО, осознанно затягивали принятие России, чтобы принятие Украины (как «АнтиРоссии») состоялось раньше, что и было сделано. Такое решение давало Украине возможность уже как полноправному члену ВТО выставить свои условия для включения России в состав этой, как тогда казалось, важной глобальной экономической организации. Украина была принята в 2008 г., а Россия — в 2012-м. При этом нет никакого сомнения, что наша экономика была и остается более развитой и масштабной, нежели украинская. Добавим, что Белоруссия так и не вступила в ВТО, и это характеризует незначительную ценность данной организации для отдельно взятого динамично развивающегося суверенного государства.

Но речь сейчас о другом… Важнее, что ВТО так и не смогла стать значимым международным арбитром для формирования и защиты условий свободной торговли по всему миру. Кто-то скажет, мол, рано делать выводы: организация существует всего сорок лет, и она просто не смогла пока выйти на плановые организационные мощности. Не думаю, что это верно. Если организация в состоянии работать, положительный результат можно наблюдать сразу. ВТО же как ни была способна отвечать на глобальные и региональные вызовы и преодолевать мировые кризисы, так и не научилась этому в современных условиях.

Так или иначе, но ВТО, несмотря на ее демонизацию со стороны антиглобалистов, не имеет действенных механизмов и инструментов влияния на мировую торговлю в целом и на отдельных глобальных торгово-экономических игроков из числа национальных государств и крупных транснациональных корпораций.

Крупнейшие экономики мира — Китай и США — с завидной регулярностью игнорируют правила ВТО, и им это сходит с рук по той простой причине, что принудить государства или корпорации к выполнению своих правил ВТО просто не в состоянии. При этом польза Всемирной торговой организации для крупнейших экономик мира далеко не очевидна.

В связи с этим говорить о прогнозируемом и устойчивом организационном будущем для ВТО, на мой взгляд, практически бессмысленно. По факту она уже сейчас пополняет список рудиментарных международных организаций, к которым однозначно относятся, например, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Европы и др. Постепенно в этом направлении движется и Генеральная ассамблея ООН, а также ряд других странных, по сути, образований.

Возникает вопрос, а какова альтернатива подобным экономическим объединениям? На мой взгляд, в настоящее время наибольшую значимость с точки зрения глобального политико-экономического и социокультурного развития имеют макрорегионы или миры-цивилизации, к которым можно отнести США, Китай, Индию, ЕС и ряд менее масштабных как формальных, так и неформальных объединений. К данному классу международной интеграции относится и Евразийский экономический союз (ЕАЭС) с ядром в лице политического и экономического лидерства России. Подобные макрорегионы будут оформляться и дальше — на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, Латинской Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе и др.

Развитие, конкуренция, даже столкновения макрорегионов и станут основой глобального регулирования международной торговли, которая будет развиваться не на эфемерных принципах ВТО, а на базе обоснованной защиты реальных интересов и ценностей.

Язык статьи:
Действия с выбранными: