По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Есть контакт!

В Федеральной таможенной службе прошла встреча с таможенными представителями, на которой обсуждались наиболее острые проблемы, возникающие у бизнеса при работе с центрами электронного декларирования.

Совещание с таможенными представителями провел первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов. Открывая мероприятие, он отметил, что поводом к этой встрече стала необходимость сверить взгляды на текущие проблемы, возникающие при работе в новых условиях. Говоря о реформировании системы таможенных органов, он подчеркнул, что сегодня больше половины пути уже пройдено — 63 % всех деклараций оформляются в центрах электронного декларирования. До конца этого года начнут функционировать Сибирская электронная таможня и Центральный энергетический ЦЭД, в следующем году будут введены в эксплуатацию Центральная электронная таможня, Северо-Западный, Южный и Дальневосточный ЦЭДы. Таким образом, к концу 2020 г. переход на электронные таможни должен быть завершен, после чего станет возможным реализовать технологию автоматической диспетчеризации ДТ, которой давно добиваются участники ВЭД. Но пока продолжается переходный период, ФТС постоянно получает нарекания со стороны бизнеса, и главной целью данной встречи, по словам Руслана Давыдова, является возможность для таможенников посмотреть на процесс глазами именно таможенных представителей, поскольку этот институт занимает значительное место в сфере околотаможенных услуг: сегодня в России 48 % деклараций подается через таможенных представителей.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются таможенные представители сегодня, озвучил Николай Раменских, президент ООО «СКС Электрон брокер», предварительно подчеркнув, что в его доклад включены вопросы, сформулированные в том числе Ассоциацией «Некоммерческое партнерство профессиональных таможенных операторов» и Гильдией профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес». Отметив, что в целом работа ЦЭДов улучшилась, он перечислил остающиеся на сегодня узкие места. По большому счету их четыре. Во-первых, это неправомерные отказы в регистрации ДТ, когда в качестве причин отказа инспекторы ссылаются на недействующий Таможенный кодекс Таможенного союза или указывают на несоответствие, но невозможно установить, в чем оно, и т. п. Спикер обратил внимание на позитивную практику СЗТУ, которым в апреле подготовлено разъяснение, где четко расписан порядок отказов в регистрации ДТ (ввиду важности данного документа он опубликован в данном номере, см. стр. 39. — Прим. ред.). «Хорошо бы эту практику ввести на уровне ФТС, чтобы все сотрудники таможенных органов руководствовались едиными разъяснениями», — предложил Николай Раменских. Вторая проблема — технические сбои информационной системы, в результате которых выдаются неверные решения (например, ДТ подана неуполномоченным лицом, что не соответствует действительности, и т. д.). Для исправления таких ошибок требуется перезагрузка системы, которая проводится раз в сутки, что затягивает сроки регистрации ДТ и выпуска товаров. Бизнесом предлагается в случае сбоев системы разрешить внеочередную перезагрузку либо дать право инспектору или руководителю таможенного органа принимать экспертное решение в ручном режиме. Третий негативный аспект — неправомерное нарушение срока регистрации ДТ и выпуска товаров. Причина, по мнению таможенных представителей, в отсутствии оперативного контроля за принятыми решениями, быстрого реагирования на проблемные ситуации. Получается парадокс: боремся с помощью электронного декларирования за часы и минуты, а при этом на то, чтобы обжаловать какое-либо решение, уходит 30 дней, поскольку в новом кодексе упрощенного порядка обжалования нет. «Раз мы внедряем быструю современную технологию, должна быть и быстрая система обжалования в упрощенном порядке, — считает докладчик. — И не как раньше — только начальнику или заместителю начальника ЦЭДа: они на первом этапе не справятся с таким валом обращений». Еще одна причина недовольства бизнеса — неправомерные, необоснованные либо формальные запросы документов со стороны сотрудников таможенного органа. Иногда запросы такие, что просто ставят в тупик, подчеркнул спикер, и привел конкретный пример, когда оформлялись купальники, а запрос пришел в отношении слишком низкой цены на помидоры (!). Разумеется, никто не застрахован от ошибок, но должна быть какаято система защиты. «Необходимо создание структуры, осуществляющей оперативный мониторинг за процессом оформления, я бы даже сказал, создание своего рода службы качества, включая преобразование горячей линии (на основе не полной бесконтактности, а в рамках регламентации контактов на транспарентной платформе), установление упрощенного регламента обжалования по вопросам выпуска с определением должностных лиц, которые правомочны принимать такие решения (может быть, за счет перераспределения обязанностей сотрудников менее загруженных подразделений), double-chek-контроль, когда контроль за одним процессом осуществляется двумя лицами или двумя подразделениями»,– резюмировал Николай Раменских. Эксперт Ассоциации «Некоммерческое партнерство профессиональных таможенных операторов» Ольга Олигер в своем выступлении напомнила, что проблемы, озвученные предыдущим спикером, включая недостаточную информативность системы электронного декларирования (когда декларант не знает, что происходит в данный конкретный момент с оформлением его ДТ), не новы: о них говорилось с самого начала работы центров электронного декларирования. «В частности, в рамках круглых столов по ситуации в Московской областной таможне высказывалось предложение организовать получение декларантами обратной связи от таможенного органа исключительно в автоматизированном порядке, чтобы уйти от личных контактов с инспекторами и не создавать дополнительной нагрузки на должностных лиц ЦЭДа», — подчеркнула Ольга Олигер.

Для Цитирования:
Есть контакт!. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: