Вопрос обеспечения продовольствием различных стран мира остается одной из самых злободневных проблем в мировой социально-экономической системе. Целые макрорегионы мира остаются зависимыми от поставок продовольствия из стран со значительным экспортным потенциалом в сфере производства продукции АПК.
Как правило, с дефицитом продовольствия сталкиваются развивающиеся страны Глобального Юга, но нехватка тех или иных продовольственных товаров сейчас часто наблюдается и в странах, которое мы все еще привычно называем развитыми.
С обеспечением населения продовольствием тесно связано понятие продовольственной безопасности. В России мы его интерпретируем как состояние самообеспеченности основной продукций сельскохозяйственного производства на национальном уровне. С точки зрения глобальной экономики продовольственную безопасность необходимо трактовать шире — как обеспечение гарантированности насыщения внутреннего рынка продовольственными товарами. Здесь важна не столько самообеспеченность, сколько состояние стабильности поставок продовольствия в необходимых объемах. Данный аспект важен в силу того, что далеко не каждая страна в мире может обеспечить самостоятельно насыщение внутреннего рынка всей номенклатурой продукции АПК.
В связи с этим хочется обратить внимание на ряд принципиальных аспектов, имеющих сейчас особое значение с точки зрения международной продовольственной безопасности:
Во-первых, это необходимость развития международной кооперации и формирования межстрановых производственных кластеров и комплексов, объединяющих производство, транспортировку, хранение и даже реализацию продовольственных товаров. Сегодня на международной экономической арене все эти составляющие находятся в экономических системах разных стран, что часто делает инфраструктурные издержки запредельными. Объединение интересов различных производителей в единую экосистему стало бы эффективным решением вопроса гарантированности поставок продовольствия на мировые рынки. Частично данная проблема решается через объединение зон свободной торговли (ЗСТ), что, в частности, сейчас, например, реализуется через сближение ЗСТ Евразийского экономического союза и Африканской континентальной ЗСТ.
Во-вторых, это обеспечение безопасности в производстве и доставке продукции АПК, что часто является ключевой проблемой в странах Глобального Юга, часто страдающих от терроризма, экстремизма и политической нестабильности. Здесь также возможны различные международные решения, в том числе экспорт безопасности и ее международные гарантии.
Наконец, в-третьих, хочется обратить внимание на аспекты планирования производства и потребления сельскохозяйственной продукции. Здесь есть несколько проблемных зон, которые пока остаются нерешаемыми.
Например, определение потребности в продовольствии осуществляется, что называется, по старинке — от достигнутого. Исходя из потребления в текущем году, поставщики и производители экстраполируют поставки продукции АПК на последующие периоды. При этом совершенно понятно, что данный подход чреват самыми разными противоречиями. Природные и техногенные катаклизмы, вооруженные конфликты и другие чрезвычайные события крайне чувствительно влияют на ситуацию с поставками и потреблением продовольствия. В этой ситуации проблема голода и недоедания часто становится реальностью сегодняшнего дня. С другой стороны, в странах с устоявшимися политическими системами постоянно растет потребление сельскохозяйственной продукции как из-за роста населения, так и от повышения уровня жизни. Таким образом, можно констатировать, что ежегодно вся мировая социально-экономическая система сталкивается с дефицитом продовольствия, а также с дисбалансом и непредсказуемостью в ее производстве и доставке до рынков.
В этой ситуации необходимо переходить к планированию установления продовольственного баланса на глобальном уровне с четким пониманием на перспективу 5–10 лет, какой объем продукции АПК должен быть произведен, перевезен и складирован для его гармоничного распределения в разных частях света.
Скажу больше, нужно отходить от принципа планирования от достигнутого на основании экстраполяции на будущие периоды. Данный подход не работает по причине того, что мировая социально-экономическая система крайне нестабильна и непредсказуема. Более того, планирование по принципу «сколько сегодня потребляется на рынке» (текущая емкость рынка) консервирует и закрепляет избыточность потребления в одной части света и недостаток продовольствия, а также социальные проблемы в других его частях.
В связи с этим перспективным направлением является определение необходимого объема продовольствия исходя из нормативов потребления и баланса белков, жиров, углеводов и витаминов в организме для нормального здорового функционирования и развития. Эти нормативы очень хорошо определены в советской научно-методической литературе, раскрывая принципы достаточного, сбалансированного и регулярного питания. Конечно, обеспечить данный уровень потребления в целом ряде развивающихся стран Глобального Юга чрезвычайно сложно. Однако ставить такие задачи, тем не менее, необходимо. Кстати, ставить задачи ограничения потребления в странах «золотого миллиарда» также необходимо. Добавлю, что данный подход крайне актуален для современной России, решающей задачи самообеспеченности продовольственными товарами.
По сути дела, речь в данном случае может идти о создании глобальной или международной политико-экономической системы по модели Госплана 2.0 с применением современных цифровых технологий на базе блокчейна и искусственного интеллекта. Данный подход позволит перейти к модели принятия решения на основе данных, что даст возможность гармонизировать планирование производства в данной сфере.
Начать данную деятельность можно уже сейчас на уровне объединения БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), что создаст предпосылки демонстрации ее эффективности и привлекательности для всего мирового большинства.