За последние годы ситуация сильно изменилась. Сейчас мифы и дезинформация распространяются быстрее любых новостей reality. Исследования показывают, что около 59 % пользователей интернета сталкивались с ложной информацией (данные Reuters Institute, 2024). А многие неверные факты начинают жить своей жизнью, вызывая недоверие, панику и даже финансовые потери.
Простой пример — слухи о вирусе или новой политической инициативе, которые мгновенно растекаются по соцсетям, вызывая ажиотаж и негатив. А если подделка создается специально, то ситуация становится намного опаснее.
Война против фейков — это игра на опережение. В этом вам помогут проверенные сценарии
1. Мониторинг и быстрая реакция
Инструменты: системы автоматического мониторинга СМИ, соцсетей, блогов (например, Brandwatch, Talkwalker, Яндекс. Метрика). Они позволяют оперативно реагировать даже на самые маленькие вбросы и слухи.
Совет: создайте команду быстрого реагирования, которая в режиме реального времени отслеживает инфополя и сразу же в боевых режимах сообщает о возникновении ксенон-новости.
Пример: в 2023 году компания «Русский Мишка» заметила популярный фейк о якобы массовом отравлении продукции на соцсетях. В течение первых двух часов они запустили пресс-офицеров для разъяснения ситуации, подготовили сертификаты и провели срочную пресс-конференцию. В итоге слух разрушен, а доверие сохранено.
2. Четкое и честное информационное объяснение
Инструменты: официальные страницы, микросайты, пресс-релизы, видеообсуждения, где сразу и внятно объясняют ситуацию, опровергают ложные сведения и дают честные данные.
Совет: никогда не игнорируйте фейк. Вместо того, чтобы «замалчивать», вытесните его правдой!
Пример: В 2022 году крупная фармацевтическая компания столкнулась с фейком о «препарате, вызывающем опасные побочные эффекты». Они сразу выпустили честный, понятный ролик, в котором доказали безопасность продукта, а также опубликовали все исследования. Слух утих быстро.