Крупный рогатый скот подвержен различным бактериальным и вирусным инфекционным заболеваниям. Эти болезни наносят большой ущерб животноводству, приводят к экономическим потерям и снижению молочной и мясной продуктивности, нарушают процесс воспроизводства стада и качество продукции, некоторые из них являются общими для человека и животных и имеют существенную социальную значимость [1, 2, 4, 6].
Для получения здорового поголовья крупного рогатого скота необходимы строгое соблюдение и контроль зоогигиенических правил содержания животных, своевременная организация и квалифицированное проведение комплексных диагностических исследований, противоэпизоотических и лечебно-профилактических мероприятий. От качества и полноты выполнения этих мер во многом зависит сокращение потерь от заболеваемости и гибели животных. Весь этот комплекс мероприятий направлен на макроорганизм животного (хозяина), что повышает его резистентность к внешней среде обитания и на микроорганизмы, ослабляя или уничтожая их с учетом эндо- и экзоэкологии с целью создания биологического равновесия в системе паразито-хозяинных отношений (см. рисунок). При этом они зависят от факторов как внешней, так и внутренней среды. Теория саморегуляции паразитарных систем (Беляков В. Д., 1983) рассматривается применительно к эпидемическим (равно как и к эпизоотическим) процессам как продукт абстрактного мышления с конкретным специализированным представлением о взаимодействии популяции возбудителей и восприимчивых животных. Не следует рассматривать, что адаптация затрагивает только популяции микроорганизмов. Не меньшая тяжесть нагрузки приходится и на макроорганизмы. Но поскольку возможна естественная, природная саморегуляция динамических паразитарных систем, то и возможна их искусственная регуляция. В связи с этим для разработки эффективных противоэпизоотических мер борьбы и профилактики с той или иной инфекцией необходимо изучить ее экзо- и эндоэкологию (см. рисунок) [1, 2, 4, 7, 8].
Цель настоящей работы – проведение анализа в сравнительном аспекте оценки динамики эпизоотической обстановки по основным инфекционным болезням, бактериальной и вирусной этиологии крупного рогатого скота Омской области за период с 2000 по 2016 г. При этом ставились следующие задачи: