В настоящее время благодаря научному и техническому усовершенствованию методов изучения наблюдается значительный прогресс в области научных исследований и технологий, особенно в сфере нейробиологии [1], это приводит к существенному расширению базисных представлений о развитии головного мозга и процессов, протекающих в центральной нервной системе при воздействии на неё как эндогенных, так и экзогенных факторов [2, 3].
На этом фоне растёт практический интерес практикующих медицинских работников к такой области медицины, как перинатальная неврология, в которой одно из центральных мест занимают перинатальные повреждения головного мозга, среди последних превалируют гипоксически-ишемические поражения и энцефалопатии [4].
Гипоксически-ишемические поражения (ГИП) и гипоксически-ишемическая энцефалопатия (ГИЭ) определяются в качестве патологического состояния новорожденных детей, как недоношенных, так и доношенных, с различной патофизиологией и различными нарушениями центральной нервной системы, главной причиной которых является перенесенная перинатальная асфиксия, вызванная гипоксией и ишемией, степень воздействия, интенсивность и продолжительность которых явилась достаточной для развития таких функциональных и биохимических изменений, как активация анаэробного гликолиза, развитие лактатацидоза и тяжелых нарушений в процессе энергетического обмена [5, 6].
Большинство детей, переживших гипоксически-ишемическую энцефалопатию лёгкой степени тяжести (в случае своевременной диагностики), при отсутствии других отягчающих факторов не сталкиваются с серьёзными нарушениями в работе центральной нервной системы [7, 8], вместе с тем, практически неизбежны и необратимы структурные изменения функционала центральной нервной системы новорожденного в случаях определения тяжести поражения головного мозга средней и тяжелой степени [9, 10].
Формы проявления последствий полиморфны — начиная от судорожного синдрома, гидроцефалии, вторичной микроцефалии, вплоть до детского церебрального паралича (ДЦП). При этом подобные патологии в подавляющем большинстве сопровождаются задержкой психомоторного развития, степень тяжести которого определяется уровнем поражающего фактора [11]. У 20 % детей, переживших энцефалопатию средней степени тяжести, в дальнейшем наблюдаются когнитивные проблемы и трудности с концентрацией внимания [10, 12].