Как вы можете охарактеризовать состояние рынка холодильного оборудования?
Сейчас он продолжает консолидироваться вокруг двух крупнейших игроков российского ретейла: сети «Магнит» и X5 Retail Group. Официальные итоги 2017 года еще не подведены, но в 2016-м доля этих компаний на розничном рынке, по нашей оценке, суммарно составила 16% — по 8% на каждого. Известно, что в минувшем году обе сети продолжили расти, в том числе за счет поглощений. Например, одним из последних приобретений стала покупка Х5 гипермаркетов «О'кей». По приблизительным оценкам, за 2017 год доля десяти крупнейших российских сетей на розничном рынке выросла с 26 до 31%. Тогда прирост «Магнита» и X5 должен составить по 3–4%, то есть по состоянию на конец 2017-го вместе они должны контролировать около 20% розничного рынка.
Как это влияет на продажи холодильного оборудования?
Получая в свое управление новые точки продаж, крупнейшие сети становятся драйвером модернизации, поскольку уделяют огромное внимание сокращению издержек и повышению эффективности. Идет постоянный процесс обновления систем управления и автоматизации магазинов и складов, поскольку в этой сфере скрыт очень большой потенциал снижения издержек. В результате рынок холодильного оборудования не испытал на себе негативного влияния кризиса и был в целом в положительной зоне.
Отразились ли на состоянии рынка контрсанкции?
Благодаря ограничениям импорта продуктов питания были в значительной степени оптимизированы внутрироссийские логистические цепочки, произошло реальное импортозамещение, многие отечественные производители сельскохозяйственной и пищевой продукции расширили свои производства, появились новые современные складские терминалы. Это способствовало росту спроса на холодильное оборудование и решения для автоматизации процессов переработки в пищевой промышленности, складов и магазинов.
Тем не менее мы считаем, что на данный момент вопросам сохранности продуктов питания уделяется недостаточно внимания. Существенный процент продукции пищевой промышленности и сельского хозяйства не доходит до потребителя исключительно по причине несоблюдения условий хранения, в первую очередь температурного режима.