Энергокомплекс предприятия — не просто отдельная сфера и объект управления отдела главного энергетика. Обеспечивая все нужды хозяйственного организма топливноэнергетическими ресурсами, сегодня приходится балансировать на тонкой грани между надежностью и достаточностью энергопотоков, с одной стороны, и оптимизацией затрат на них — с другой.
Конкуренция по себестоимости не понаслышке знакома многим российским производителям, в частности металлурги уже много лет находятся под ее давлением и на внешних, и на внутренних рынках. Поэтому промышленность, пожалуй, самый мотивированный к модернизации сектор, обладающий и пониманием необходимости снижения энергоемкости продукции, и компетенциями, и технологиями для этого, и в какой-то мере необходимыми средствами.
Государственная политика направлена в том числе и на повышение энергетической эффективности в отраслях промышленности, для чего разработан комплекс стимулирующих мер. Однако на практике часто оказывается, что они недостаточно действенны: большинство предусмотренных стимулов сложно использовать и одновременно растущие платежи за энергоресурсы нивелируют достигнутую экономию. Например, возможность ускоренной амортизации и льготы по налогу на имущество при вводе энергоэффективного оборудования согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 308, действует лишь в малой части, поскольку производители оборудования не рассчитывают к нему соответствующие индикаторы энергоэффективности (ИЭЭФ). Бессильны оказываются и государственные финансовые службы. Это привело к тому, что сами хозяйствующие субъекты создали рабочие органы по формированию предложений в методики расчета указанных показателей.
Аналогичные сложности возникают при попытках применить при модернизации энергосервисный механизм:
• хозяйствующие субъекты, обремененные кредитной нагрузкой, практически не имеют на это шансов;
• реализация энергосервисного договора плохо сказывается на показателях международной финансовой отчетности;