По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Энергетические решения от Трансмашхолдинга

В структуре Трансмашхолдинга появилась новая единица — компания «ТМХ Энергетические решения» (ТМХ ЭР). О том, чем она займется и какие перспективы это откроет перед холдингом, рассказывает заместитель генерального директора ТМХ ЭР по коммерческим вопросам Денис Тарло.

— Денис Георгиевич, какие основные тенденции сейчас наблюдаются на рынке энергетического машиностроения?

— В первую очередь следует назвать тренды, вытекающие из общемировой борьбы с изменением климата: автономные энергетические системы, энергоэффективность, т.е. снижение энергопотребления и потерь, и альтернативная энергетика — либо полностью безуглеродная, либо стремящаяся к снижению выбросов. ТМХ ЭР видит свою задачу в том числе в следовании этим трендам — путем расширения продуктовой линейки и перехода на газ; повышения энергоэффективности; снижения выбросов и оптимизации стоимости эксплуатации изделий; использования возобновляемых источников энергии.

— Исходя из каких соображений было принято решение о создании «ТМХ Энергетические решения»?

— Компания действительно новая, она образована в ноябре 2020 года и является на 100% дочерним обществом ТМХ. Но направление ее деятельности новым для холдинга я бы не назвал. Просто раньше эта работа шла разрозненно, а теперь мы ее консолидировали.

ТМХ ЭР создана в ответ на требования рынка. А рынок хочет комплексных решений под ключ. Потому что стоимость инжиниринговых работ растет, далеко не каждый заказчик готов содержать собственную полноценную инжиниринговую службу, выгоднее становится передать ответственность за решение под ключ поставщику. При этом комплексные энергетические решения востребованы во многих отраслях экономики, и их готовы приобретать у компаний, являющихся экспертами в данной области.

Яркий пример такого решения под ключ — энергосервисные контракты, которые в изолированных труднодоступных регионах на Дальнем Востоке и севере страны реализует компания «РусГидро». Из-за высоких затрат на доставку и хранение дизельного топлива, а также значительного износа генерирующего оборудования большая часть объектов дизельной генерации в этих районах имеет себестоимость производства электроэнергии, кратно превышающую аналогичные показатели на «большой земле». Расходы «РусГидро» на закупку дизтоплива для одной только Республики Саха (Якутия) составляют не менее 5 млрд руб. в год.

Для проведения комплексного обновления объектов локальной генерации, повышения эффективности их работы и снижения «северного завоза» дорогостоящего топлива «РусГидро» начала реализацию проектов модернизации дизельной генерации с применением возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Предусматривается создание энергетических комплексов, включающих в себя солнечные электростанции (СЭС), а где возможно, еще и ветроустановки, современные высокоэффективные дизельные электростанции (ДЭС) и системы хранения электроэнергии.

— И вы хотели бы в этих контрактах участвовать?

— Да, у нас уже сейчас есть как минимум два собственных продукта — накопители и дизель-генераторы. У любого другого крупного участника рынка есть что-то одно — либо накопители («Роснано»), либо дизель-генераторные установки (дилеры различных зарубежных компаний), либо ветрогенераторы.

Собственной ветроэнергетической установки и солнечной панели у нас пока нет, мы планируем их для начала закупать. В этом и заключается смысл создания ТМХ ЭР: основной эффект от объединения активов холдинга, связанных с разработками и производством различных элементов энергетических систем, — это возможность предложить клиентам комплексные решения. Подобные заказы открывают для Трансмашхолдинга дополнительный рынок сбыта.

— Какие направления развития являются для ТМХ ЭР приоритетными?

— Прежде всего, это создание высокооборотных модификаций дизеля. Это разработка силовых установок, работающих на водороде, расширение линейки двигателей внутреннего сгорания (ДВС) на различных видах топлива, а также переход к силовым установкам, в основе которых лежит не ДВС, а электрохимические генераторы и системы накопления электроэнергии.

— Какие отрасли экономики и крупные компании являются вашими потенциальными клиентами?

— В большей степени это крупные промышленные предприятия, имеющие интерес в собственной энергогенерации, как резервной, так и основной, а также региональные энергосистемы. Заказчиками могут выступать и муниципалитеты отдаленных регионов.

Сейчас многие крупные промпредприятия озаботились собственной генерацией. К примеру, в «Газпроме» для пробной эксплуатации мы поставили контейнерное решение на базе газодизельного двигателя 8ГДГ. На такого рода источники энергии могут переходить и самые разные месторождения полезных ископаемых.

Кроме того, ТМХ ЭР от имени Трансмашхолдинга будет проводить работу по формулированию предложений относительно поставок резервных дизель-генераторных установок для АЭС.

— Как вы оцениваете экспортный потенциал разработок ТМХ ЭР?

— Везде, где присутствует традиционный рынок ТМХ, мы будем продвигать наши продукты. Какие-то решения, полученные для внутреннего рынка, могут быть применены и для зарубежных проектов, но пока говорить об этом преждевременно.

Мы, безусловно, видим свой потенциал, но также понимаем, что участников рынка много и поэтому предлагать можно только самые проверенные эффективные решения.

— Над какими еще проектами ТМХ ЭР намерена работать в ближайшем будущем?

— Мы участвуем в проекте по созданию поезда на водородных топливных элементах. Совместно с правительством Сахалинской области, ОАО «РЖД» и «Росатомом» ведется работа по организации пассажирского движения при помощи такого подвижного состава на острове Сахалин.

По нему уже подробно просчитаны технические и экономические нюансы: определены возможный облик поезда, инфраструктура, необходимая для запуска такого движения, а также экономические эффекты. Хочу отметить готовность государства поддерживать инициативы в сфере «зеленой» энергетики. Я думаю, что для повышения их эффективности не станут ограничиваться одним регионом и одним видом подвижного состава — другие виды тяги тоже имеют возможность перейти на водород. Это могут быть и маневровые локомотивы для работы в черте города, и маневровые локомотивы на промышленных предприятиях.

— Какие ресурсы Трансмашхолдинг готов направить на реализацию энергетических проектов?

— Акционерами холдинга одобрен уставной капитал ТМХ ЭР в размере 14,2 млрд руб.

Предполагается передать новой компании акции Коломенского завода, Пензадизельмаша и некоторых электротехнических активов, действующих в составе бизнеса ТМХ. Ощущается деятельная помощь акционеров, руководства холдинга, руководителей функциональных подразделений, за что им большое спасибо. Коллеги не делают различий между своими и нашими задачами, решая все возникающие вопросы с большой ответственностью.

— Какие производственные площадки должны стать для ТМХ ЭР основными?

— Поскольку мы говорим про комплексное решение, которое собирается из разных других продуктов, то для одних проектов основной площадкой могут быть «КСК-Системы привода» в Санкт-Петербурге, где производят системы приводов, для других — Саратовский завод автономных источников тока, где будет выпускаться комплектный системно-приводной накопитель, по контейнерным исполнениям сборка может происходить на Коломенском заводе, а по электрическим решениям под ключ — на «ТМХЭлектротехе» в Новочеркасске. Мы можем проявлять достаточно гибкий подход.

При этом комплексное решение не всегда означает «коробочное», т. е. сборка в некоторых случаях осуществляется не на заводе, а уже у заказчика. При этом каждый отдельный компонент перед отгрузкой проходит многоступенчатый контроль и испытания.

— Чем обусловлена необходимость вывода в новую компанию Коломенского завода и Пензадизельмаша?

— Дизель пока незаменим, и еще минимум 15 лет двигатель внутреннего сгорания, в том числе дизельный, будет базовым решением для любых проектов в нашей сфере. Вполне логично было передать эти активы в компанию, для которой эта деятельность в сфере энергопроектов станет профильной.

— Планируется ли интегрировать в вашу работу решения по обработке больших массивов данных и предиктивной аналитике?

— Системоуправление в комплексных решениях, правильная его настройка и донастройка с учетом данных об эксплуатации экономят до 10–15% топлива. Мы плотно работаем в этом направлении с коллегами из Ctrl2Go.

Например, для проекта «РусГидро» нужна система, которая была бы способна в динамике рассчитывать баланс между солнцем и ветром, понимая, какая сейчас погода, и прогнозируя, какая погода будет. Мы ставим задачу по разработке такого решения.

— Есть ли планы по созданию системы фирменного сервисного обслуживания выпускаемой продукции? Если да, то на каких принципах она будет строиться, насколько глубоко будет интегрирована с аналогичными подразделениями материнской компании и ООО «ЛокоТех»?

— Два структурных подразделения «ЛокоТеха» переходят в ТМХ ЭР и составят так называемый дизельный электротехнический дивизион. Это позволит увеличить объемы ремонтных работ. Например, в Коломне мы планируем не только выпускать 450– 500 машин, но еще и около 400 дизелей ремонтировать. Так что сервис будет, и неправильно было бы говорить о нем, как о каком-то новшестве — сервис и так есть на наших заводах. Они сопровождают свою продукцию на всем ее жизненном цикле. И мы готовы работать на условиях контрактов жизненного цикла и отвечать за поставленные решения вплоть до их списания, в режиме 24/7 оказывать инженерную поддержку в процессе конструирования. Наши требовательные заказчики инициируют многие инновации, стимулируют нас к тому, чтобы предлагать все новые и новые решения.

Компания «ТМХ Энергетические решения» следует тем же принципам, на которые опирается весь наш холдинг: слышать желание заказчика, идти по пути постоянных улучшений и делать так, чтобы клиент всегда был доволен нашим сервисом.

Язык статьи:
Действия с выбранными: