Оценки перспектив экономического развития, как правило, представляют собой многофакторные исследования неопределенной степени достоверности, что несомненно обусловлено отсутствием единой научно-методической платформы и адекватной реальности математической модели развития социального общества. В приоритетном плане выводы соответствующих исследований основываются на субъективном восприятии авторами разнообразных изучений окружающего мира, а прикладываемые к ним результаты расчетов почти всегда с равным успехом можно использовать для обоснования противоположных утверждений. В отличие от научных исследований, связанных с пониманием естественных процессов, происходящих в природе, экономические модели зачастую вообще не опираются ни на какую экспериментальную базу и являются чисто умозрительными.
Указанные обстоятельства послужили доминирующим мотивом попытаться построить перспективные прогнозы экономического развития, основываясь на подходах, близких к естественным наукам, и за счет этого, понизить в них степень субъективности в надежде на повышение достоверности оценки перспективы. Объективным основанием для таких надежд являются в первую очередь, конечно, большие объемы статистической информации, которые присутствуют в современном мире в виде больших баз данных по потреблению людьми материальных ресурсов и по монетарным аспектам развития экономик разных стран. Кроме этого, цивилизационная машина уже стала очень большой, и случайные флуктуации на пути ее развития не оказывают такого глобального воздействия на всю систему, как это было раньше. Это дает основание выделить доминантные причины и траектории развития, опираясь на анализ ретроспективы. Наиболее многообещающими для такого рода анализа являются исследования взаимосвязи энергетического и экономического развития цивилизации.
Энергия, потребляемая экономикой отдельной страны или мира в целом для бытовой и производственной деятельности, является определяющей субстанцией при производстве материальных товаров. Потребление энергии в истории человечества постоянно росло. До наступления индустриальной эпохи, т. е. до 1900 г., в качестве первичной энергии, дополнительной к энергии Солнца, потребление наращивалось за счет энергии ветра, движения воды в реках и сжигания растительности. По разным оценкам, потребление первичной энергии в нулевом году (рождество Христа) составляло около 20 млн т нефтяного эквивалента, и за 19 веков, т. е. к 1900 г., увеличилось до 400 млн тнэ, примерно в 20 раз. За это же время число людей на планете увеличилось со 100 млн человек до 1,0–1,5 млрд, т. е. более чем в 10 раз. В среднем каждый человек увеличил потребление энергии (удельное потребление) примерно в 2 раза. Можно этим цифрам верить, можно не верить, но, по всей видимости, даже опираясь на общие представления, можно согласиться, что рост населения планеты все же отстает от роста потребления энергии, а значит, и энерговоруженность человека возрастает.