Правительством Российской Федерации утверждена новая Энергетическая стратегия (далее — Стратегия), действие которой распространяется до 2050 года [1] (предыдущая редакция на период до 2035 года утратила силу). В ней, в частности, представлен прогнозный топливно-энергетический баланс страны по инерционному (I) и целевому сценариям (II), а также сценарию ускоренного энергетического перехода (III), стресс-сценарию (IV) и сценарию технологического потенциала (V) до 2050 года (рис. 1). Целевой сценарий является приоритетным вариантом и прогнозные данные по нему выделены на рисунке красным цветом.
Представляется важным рассмотрение Стратегии в аспекте задач, стоящих перед транспортными отраслями, в том числе железнодорожным, и в особенности — задач, связанных с обеспечением безопасности.
Железнодорожный транспорт является, с одной стороны, одним из основных перевозчиков всех видов топливно-энергетических грузов (в общем объеме грузовых железнодорожных перевозок энергоресурсы составляют почти половину, в том числе уголь — 28%, нефть и нефтепродукты — 18% [2]), с другой — одним из крупных и стабильных корпоративных потребителей энергоресурсов (ежегодно расходуется 4,5% электроэнергии и 6,5% дизельного топлива, вырабатываемых в стране [3]). Поэтому железнодорожный транспорт, являясь основным перевозчиком топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), обязан обеспечивать безопасность их перевозок, но, как крупный потребитель ТЭР — зависит от того, насколько обеспечена этим ресурсом энергетическая безопасность Российской Федерации, и сам обеспечивает безопасность своей деятельности при обращении с энергоносителями или источниками энергии для своих нужд и при обслуживании своих объектов энергетики.
Таким образом, энергетика и безопасность — категории, которые заставляют рассматривать их как взаимно влияющие друг на друга (и не только в условиях транспортной деятельности). При упоминании одной из этих категорий непременно возникает потребность в рассмотрении другой. Поэтому одной из составляющих цели развития энергетики Российской Федерации на период до 2050 года (а эта цель — достижение качественно нового состояния энергетики) является «баланс между … обеспечением энергетической безопасности, технологического суверенитета и конкурентоспособности отраслей топливно-энергетического комплекса» (выделено автором). В части безопасности «достижение этой цели будет осуществляться с учетом принципов: