Несмотря на интенсивное обновление агропромышленного комплекса мощными импортными тракторами, значительный объем тракторного парка страны составляют отечественные тракторы марки «Беларусь», весомая часть которых имеет колесную формулу 4К2. Указанные мобильные энергетические средства востребованы в основном при выполнении пропашных операций и реже на операциях основной обработки почвы. Тяговое усилие этих тракторов в значительной мере ограничивается допускаемой величиной буксования движителей. Однако известны исследования, предполагающие перевод трактора в более высокий тяговый класс, что позволит задействовать трактор на основных почвообрабатывающих операциях. В связи с этим в качестве исследуемого объекта был выбран трактор МТЗ-80 в агрегате с культиватором КПС-4 (рис. 1). Выбор сельскохозяйственной машины базировался на возможности обеспечения необходимых для исследования режимов движения агрегата за счет изменения глубины обработки и стремлении упростить методику проведения эксперимента и анализ его результатов. Еще одним услови ем выбора агрегата для экспериментального исследования явилось то, что при машинной имитации процесса буксования ведущих колес колебания тяговой нагрузки рассматривались только в горизонтальной плоскости и сцепной вес был принят постоянным, то есть предусматривалось применение прицепной сельскохозяйственной машины.
Являясь одним из показателей тягово-сцепных свойств, буксование определяется в процессе тяговых испытаний. По ГОСТ 30 745–2001 тяговые показатели определяют нагружением трактора силой, приложенной к сцепному устройству. Тип и основные характеристики почвенных фонов, на которых проводились испытания, приведены в табл. 1.
Полевые испытания проводили в соответствии с нормативно-регламентирующими документами и рекомендациями (ГОСТ Р 52 777– 2007 Энергетическая оценка сельскохозяйственных машин, ГОСТ 20 915–2011 Условия проведения экспериментальных исследований).
Цель эксперимента. Получение зависимости, характеризующей эффективную мощность трактора путем изменения расхода топлива и температуры отработавших газов от степени загрузки МТЗ 80.