Статья поступила 10.02.2025
Статья подписана в печать 11.03.2025
В современном обществе вопросы поддержки и сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), становятся всё более актуальными. С каждым годом растет количество детей с ОВЗ. Такие дети нуждаются не только в инклюзивном образовании, но и в комплексной поддержке, которая способствует их социализации и полноценному развитию.
Психолого-педагогическое сопровождение является неотъемлемой частью системы поддержки детей с ОВЗ и их семей. Так, исследование В.В. Ткачевой указывает на высокую значимость нескольких теоретических положений и концептуальных идей в контексте предоставления раннего вмешательства в психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): во-первых, социализация детей с ОВЗ есть результат сложного процесса психолого-педагогического развития ребенка с нарушениями здоровья (Выготский Л.С., Божович Л.И., Эльконин Д.Б.); во-вторых, ребенок с нарушением психического развития требует создания специальной коррекционной среды (Лебединская К.С., Левченко И.Ю., Лубовский В.И., Мастюкова Е.М., Петрова В.Г., Рубинштейн С.Я. и др.) [3, с. 61].
По мнению Е.Р. Султангараевой, психолого-педагогическое сопровождение в широком смысле означает процесс профессионального взаимодействия с человеком с целью «создания условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов взаимодействия» [1, с. 163]. Эффективность психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, во многом зависит от интеграции усилий педагогов, психологов и родителей, что делает необходимым изучение и оценку существующих подходов.
Настоящее эмпирическое исследование направлено на выявление особенностей психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, и базируется на использовании критериев оценки навыков детей, разработанных на основе современных моделей, таких как Денверская модель раннего вмешательства (ESDM).