По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376.2:364.446 DOI:10.33920/pol-01-2506-06

Эмпирическое исследование психологопедагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Бочарова Мария Сергеевна директор направления педагогической коррекции Детского спортивного центра для детей с ОВЗ «Отизиум», 111625, г. Москва, ул. Татьяны Макаровой, д 3, e-mail: jizn-v-lesu@yandex.ru
Испулова Светлана Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 38, e-mail: sispulova@mail.ru

Статья посвящена анализу основных результатов проведенного автором эмпирического исследования на базе специализированного центра «Логопрофи». В ходе исследования были выявлены существенные преимущества практики психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, на основе Денверской модели раннего вмешательства (ESDM). Что позволило разработать некоторые рекомендации для специалистов в области психологопедагогического сопровождения.

Литература:

1. Султангараева Е.Р. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е.Р. Султангараева // Молодежь в науке и образовании: проблемы и перспективы развития. Тезисы VI Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 162-164.

2. Роджерс С. Учебник по Денверской модели раннего вмешательства для детей с аутизмом. Развиваем речь, умение учиться и мотивацию / С. Роджерс, Дж. Доусон / Перевод с англ. / Под общей редакцией М. Кузьмицкой и Л. Толкачева. М.: ИП Толкачев, 2019. – 432 с.

3. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья / В.В. Ткачева. – Москва : Инфра-М, 2021. – 281 с.

1. Sultangareeva E.R. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia v usloviiakh doshkolnogo obrazovatelnogo uchrezhdeniia [Psychological and pedagogical support for children with disabilities in preschool educational institutions] / E.R. Sultangareeva // Molodezh v nauke i obrazovanii: problemy i perspektivy razvitiia [Youth in Science and Education: Problems and Development Prospects]. Abstracts of the VI International Scientific and Practical Conference. – 2016. – P. 162-164. (In Russ.)

2. Rogers S. The Denver Model Early Intervention Handbook for Children with Autism: Developing Speech, Learning Skills, and Motivation / S. Rogers, J. Dawson / Translated from English / Edited by M. Kuzmitskaia and L. Tolkachev. Moscow: IP Tolkachev, 2019. – 432 p. (In Russ.)

3. Tkacheva V.V. Tekhnologii psikhologicheskoi pomoshchi semiam detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [Technologies for psychological assistance to families of children with special needs] / V.V. Tkacheva. – Moscow: Infra-M, 2021. – 281 p. (In Russ.)

Статья поступила 10.02.2025

Статья подписана в печать 11.03.2025

В современном обществе вопросы поддержки и сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), становятся всё более актуальными. С каждым годом растет количество детей с ОВЗ. Такие дети нуждаются не только в инклюзивном образовании, но и в комплексной поддержке, которая способствует их социализации и полноценному развитию.

Психолого-педагогическое сопровождение является неотъемлемой частью системы поддержки детей с ОВЗ и их семей. Так, исследование В.В. Ткачевой указывает на высокую значимость нескольких теоретических положений и концептуальных идей в контексте предоставления раннего вмешательства в психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): во-первых, социализация детей с ОВЗ есть результат сложного процесса психолого-педагогического развития ребенка с нарушениями здоровья (Выготский Л.С., Божович Л.И., Эльконин Д.Б.); во-вторых, ребенок с нарушением психического развития требует создания специальной коррекционной среды (Лебединская К.С., Левченко И.Ю., Лубовский В.И., Мастюкова Е.М., Петрова В.Г., Рубинштейн С.Я. и др.) [3, с. 61].

По мнению Е.Р. Султангараевой, психолого-педагогическое сопровождение в широком смысле означает процесс профессионального взаимодействия с человеком с целью «создания условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов взаимодействия» [1, с. 163]. Эффективность психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, во многом зависит от интеграции усилий педагогов, психологов и родителей, что делает необходимым изучение и оценку существующих подходов.

Настоящее эмпирическое исследование направлено на выявление особенностей психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, и базируется на использовании критериев оценки навыков детей, разработанных на основе современных моделей, таких как Денверская модель раннего вмешательства (ESDM).

Для Цитирования:
Бочарова Мария Сергеевна, Испулова Светлана Николаевна, Эмпирическое исследование психологопедагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: