Человек становится тем, о чем он думает.
Упанишады
В современном, перенасыщенном негативными событиями и огромными объемами разнородной информации мире люди все чаще испытывают непонятную усталость, снижение настроения и желание от всего отдохнуть. Личные и семейные проблемы, негативные рабочие ситуации, недовольство своим социальным статусом и своим руководителем, стрессы современной коронавирусной эпохи, неуверенность в завтрашнем дне и многое другое — все это вызывает сильное эмоциональное напряжения в структурах головного мозга, влияет на организм и нередко приводит к развитию так называемого синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).
Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введенное в практическую психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году и проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением личностной сферы.
Синдром эмоционального выгорания (англ. burnout) — понятие, введенное в практическую психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году и проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением личностной сферы.
Наиболее часто СЭВ развивается у представителей тех сфер деятельности, которые по долгу службы вынуждены постоянно контактировать с большими массами людей, выслушивать и принимать участие в решении различных проблем населения. К группам риска развития СЭВ в первую очередь относятся работники сферы здравоохранения (врачи, медицинские сестры, работники регистратур и т. д.), сферы образования (воспитатели детских садов, школьные учителя, преподаватели вузов), психологи и социальные работники, работники торговли, сферы услуг и т.д.
Симптомы СЭВ условно можно разделить на три группы: психофизические, поведенческие и социально-психологические.
Кроме сферы деятельности, предполагающей постоянное общение с массами людей, развитию СЭВ у человека могут способствовать особенности его личности — склонность к сочувствию и сопереживанию, неустойчивая самооценка (когда одно сказанное в сердцах посетителем слово может вызвать острое чувство неполноценности и сомнений в своей компетентности), привычка к перфекционизму и гиперответственности за порученное дело («Если я не сделаю, все рухнет»), а также склонность к мнительности (все высказывания окружающих воспринимаются как нападение и обвинение).