Термин «алекситимия» был введен в клинику P.E. Sifneos в 1970 г. Под алекситимией следует понимать личностные особенности человека, которые проявляются трудностью в определении и словесном выражении эмоций, а также установлении различий между чувствами и телесными ощущениями, недостаточностью воображения, концентрацией на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям [1, 5]. Межличностные отношения таких людей, как правило, бедны, с тенденцией к болезненной зависимости или предпочтением одиночества, избеганием контактов с другими людьми [3]. P.E. Sifneos предположил, что алекситимический стиль в когнитивно-эмоциональной сфере характерен для пациентов с психосоматическими заболеваниями.
В отличие от «невротиков», которые предъявляют много эмоционально окрашенных жалоб на нарушения в психологической сфере, алекситимики жалуются преимущественно на свое соматическое неблагополучие [13, 14].
В последние годы алекситимию рассматривают как фактор риска развития многих заболеваний, в том числе психосоматических.
Алекситимические черты присущи, по разным данным, от 5 до 23 % населения [9, 10]. Учитывая высокую медицинскую и социальную значимость инсульта и различные реабилитационные проблемы у данной категории больных, логично предположить, что наличие данных особенностей у пациентов неврологического профиля будет утяжелять клиническую картину заболевания и усложнять реабилитационный период, было проведено настоящее исследование у пациентов с инфарктом головного мозга (ИГМ) в позднем восстановительном периоде.
Цель исследования: изучить эмоциональный статус (включая алекситимию, тревогу и депрессию, особенности личности) пациентов с ИГМ в бассейне левой средней мозговой артерии в позднем восстановительном периоде.
В исследовании принимали участие 80 больных с цереброваскулярной патологией.
Сформированы две группы пациентов – основная (ОГ), которая включала 60 пациентов с ИГМ в бассейне левой средней мозговой артерии в позднем восстановительном периоде инфаркта головного мозга, и группа сравнения (ГС), которая включала 20 пациентов с хронической ишемией головного мозга (ХИМ).