— Какова в целом сегодня ситуация с кадрами для сферы общепита в России?
— Ситуация с поиском и подбором талантливых кадров всегда сложна. Любая отрасль пестрит разнообразными кандидатами, из которых хочется выбрать лучшего для своего ресторана. В зависимости от стадии развития компании и задач всегда можно закрыть позицию достойным кандидатом. В условиях дефицита сотрудников с необходимыми компетенциями рестораторы предпочитают «брать и учить», а в условиях быстрого роста компании это затруднительно, и приходится переманивать ценного сотрудника.
— В чем отличия рынков Москвы, Петербурга, других крупных российских городов?
— В Москве, СанктПетербурге и других городах-миллионниках есть крупные ресторанные компании, которые формируют ресторанную кадровую среду. Чем удаленнее от Москвы, тем у меньшего числа сотрудников есть возможность посещать топовые рестораны и проходить там стажировки, обучаться. В то же время люди с наиболее выраженным интересом к своему делу в любом городе оказываются востребованными специалистами. В небольших городах ресторанов премиального сегмента количество небольшое, в этом случае на постоянную или временную работу привлекают специалистов из более крупных городов.
— Как политэкономические кризисы влияют на работу кадровых агентств? Исходя из известных Вам маркеров, сейчас общепит: в кризисе, в стагнации или развиваются?
— Наша отрасль в хорошем развитии, и есть на кого ориентироваться: некоторые рестораторы обучают, развивают, отправляют сотрудников на стажировки, открывают рестораны в партнерстве с шеф-поварами и даже бары с бар-менеджерами.
Рестораторы вступают в коллаборации, шефповара обмениваются опытом в рамках гастролей, поэтому если кадровое агентство достойно справляется с задачей подбора талантливых сотрудников, у него будут постоянные и новые заказчики. Я начала заниматься самостоятельным подбором персонала в рестораны в разгар кризиса 2014 года, когда из-за санкций многие заказчики приостановили поиск.