Самым ненадежным узлом электрической машины является изоляция обмоток электрических машин [1]. Низкая надежность изоляции обмоток электрических машин во многом зависит от качества изоляции обмоточного провода, от намоточного оборудования, технологии пропитки и сушки обмоток [2–5]. Именно в процессе пропитки обмоток пленкой пропиточного состава скрываются дефекты в витковой, межфазной и корпусной изоляции. При этом качество изоляции обмоток зависит не только от того, какое количество пропиточного состава проникло в полости обмоток, но и от того, как оно распределилось по межвитковым полостям обмотки. Если пропитка и сушка проведены в оптимальных режимах, то в результате этих операций повышаются не только электроизоляционные свойства обмоток, но и их теплопроводность, влагостойкость, монолитность и другие характеристики, повышающие надежность изоляции обмоток.
Процесс проникновения влаги и пыли в обмотки электрических машин усугубляется при плохой пропитке и сушке обмоток, когда степень заполненности межвитковых и прикорпусных полостей пропиточным составом низка. При этом в изоляции обмоток образуются многочисленные поры и капилляры, в которые реализуется проникновение и адсорбция влаги и пыли, что приводит к ускоренному старению изоляции обмоток, значительному повышению вероятности отказа изоляции указанных обмоток [6].
Все эти качественные изменения свойств обмотки после пропитки и сушки связаны не только с физическими свойствами самого пропиточного состава, но и с количеством пропиточного состава, проникшего в полости обмотки и оставшегося в них после операции пропитки и сушки, а также с его распределенностью по полостям обмотки. Повышение качества изоляции обмоток невозможно осуществить без совершенствования технологии пропитки. Однако совершенствование этих операций, оперативное устранение технологических причин, приводящих к некачественной пропитке и сушке, невозможно реализовать без разработки и внедрения неразрушающих методов контроля качества указанных технологических операций.