Сегодня интернет-технологии позволяют предлагать и продавать товары и услуги через Интернет в режиме реального времени. Около 12 % мировой торговли потребительскими товарами осуществляется в рамках международной электронной коммерции1 . И этот показатель постоянно растет.
Электронная торговля получила свое развитие и в России. В рамках проекта Стратегии развития электронной торговли в Российской Федерации на период до 2025 г., разработанного Минпромторгом России, поставлена цель по увеличению на 20 % доли электронной торговли в общем объеме торговли, увеличению количества розничных магазинов, использующих в продажах интернет-канал, до 70 % и т. д.2 .
Проект Стратегии развития электронной торговли до 2025 г. предполагает: развитие технической инфраструктуры, статистического учета; совершенствование законодательства в сфере B2B; законодательное разделение способов продажи товаров через Интернет; совершенствование налогового законодательства; снятие запретов, не распространяющихся на традиционную торговлю; совершенствование законодательства о контрольно-кассовой технике; развитие электронных средств платежа, логистической инфраструктуры электронной торговли; упрощение экспортных процедур по каналам электронной торговли, защиты прав потребителей и продавцов в электронной торговле; создание доступной среды для участников электронной торговли.
Кроме того, на данный момент в России действует программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р). Программа предусматривает отдельные задачи защиты прав потребителей в условиях цифровой экономики, однако не содержит задач по развитию продаж по каналам электронной коммерции в целом, а также планов по развитию национальных электронных торговых площадок.
Тем не менее сегодня интернетторговля — один из сегментов экономики с наиболее значительным потенциалом развития. Минпромторг в проекте Стратегии развития электронной торговли в Российской Федерации на период до 2025 г. оценивает, что объем рынка электронной торговли составляет 3–4 % от общего объема рынка. В странах ОЭСР данный показатель составляет 12 %.