По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 33

Электронные торговые платформы: новые стандарты

Гирич Мария Георгиевна науч. сотр., ФГБОУ высшего образования «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ», 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, д. 4а. E-mail: girichmari@mail.com
Левашенко Антонина Давидовна ст. науч. сотр., руководитель, Российский центр компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при Президенте РФ, 119571, г. Москва, пр. Вернадского, д. 82, стр. 1. E-mail: antonina.lev@gmail.com
Пучковский Андрей Евгеньевич замначальника, Управление федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 127994, г. Москва, Вадковский пер., д. 18, стр. 5. E-mail: depart@gsen.ru

Электронные торговые платформы являются формой организации цифровых рынков и выступают посредниками в торговле между двумя группам пользователей — продавцами и покупателями, предоставляя электронное пространство для такой торговли. Ввиду формирования в России специализированного законодательства, регулирующего электронные торговые платформы, возникает вопрос о том, какие законодательные меры следует вводить для урегулирования их деятельности. Некоторые государства, например Корея, Китай, Франция, Италия, уже внедрили национальное законодательство, которое может стать примером для России по мерам, которые следует принять, чтобы, с одной стороны, эффективно защитить пользователей платформ, а с другой — не ограничить рынок излишними законодательными требованиями.

Литература:

1. OECD (2014), Addressing the Tax Challenges of the Digital Economy, OECD/ G20 Base Erosion and Profi t Shifting Project, OECD Publishing, Paris [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/9789264218789-en.

2. Goldstein A., O’Connor D. (2000), «E-Commerce for Development: Prospects and Policy Issues», OECD Development Centre Working Papers, No. 164, OECD Publishing, Paris, [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dx.doi. org/10.1787/814454018016.

3. OECD Recommendation (2016) Consumer Protection in E-commerce [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.oecd.org/sti/consumer/ ECommerce-Recommendation-2016.pdf.

4. Рекомендация ЕЭК от 21 ноября 2017 г. № 27 «Об Общих подходах к проведению государствами — членами Евразийского экономического союза согласованной политики в сфере защиты прав потребителей реализации товаров (работ, услуг) дистанционным способом» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01415381/clcr_24112017_27.

5. Australian Competition and Consumer Commission Online reviews—a guide for business and review platforms, November 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.accc.gov.au/system/fi les/Online%20 reviews%E2%80%94a%20guide%20for%20business%20and%20review%20 platforms.pdf.

Сегодня интернет-технологии позволяют предлагать и продавать товары и услуги через Интернет в режиме реального времени. Около 12 % мировой торговли потребительскими товарами осуществляется в рамках международной электронной коммерции1 . И этот показатель постоянно растет.

Электронная торговля получила свое развитие и в России. В рамках проекта Стратегии развития электронной торговли в Российской Федерации на период до 2025 г., разработанного Минпромторгом России, поставлена цель по увеличению на 20 % доли электронной торговли в общем объеме торговли, увеличению количества розничных магазинов, использующих в продажах интернет-канал, до 70 % и т. д.2 .

Проект Стратегии развития электронной торговли до 2025 г. предполагает: развитие технической инфраструктуры, статистического учета; совершенствование законодательства в сфере B2B; законодательное разделение способов продажи товаров через Интернет; совершенствование налогового законодательства; снятие запретов, не распространяющихся на традиционную торговлю; совершенствование законодательства о контрольно-кассовой технике; развитие электронных средств платежа, логистической инфраструктуры электронной торговли; упрощение экспортных процедур по каналам электронной торговли, защиты прав потребителей и продавцов в электронной торговле; создание доступной среды для участников электронной торговли.

Кроме того, на данный момент в России действует программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р). Программа предусматривает отдельные задачи защиты прав потребителей в условиях цифровой экономики, однако не содержит задач по развитию продаж по каналам электронной коммерции в целом, а также планов по развитию национальных электронных торговых площадок.

Тем не менее сегодня интернетторговля — один из сегментов экономики с наиболее значительным потенциалом развития. Минпромторг в проекте Стратегии развития электронной торговли в Российской Федерации на период до 2025 г. оценивает, что объем рынка электронной торговли составляет 3–4 % от общего объема рынка. В странах ОЭСР данный показатель составляет 12 %.

Для Цитирования:
Гирич Мария Георгиевна, Левашенко Антонина Давидовна, Пучковский Андрей Евгеньевич, Электронные торговые платформы: новые стандарты. Международная экономика. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: