В процессе использования автоматического оборудования появляется необходимость контроля нагрузки, т. е. усилий и моментов, действующих в элементах станков и машин.
Технологические перегрузки рабочих машин или колебания напряжения в питающей сети ведут за собой увеличение тока в обмотках машин и превышение температуры обмоток выше допустимых для данного класса, в результате срок службы машин быстро уменьшается. Чрезмерный нагрев электродвигателей сокращает срок их службы. Степень нагрева зависит от нагрузки электродвигателя и от условий и режима его работы.
Под нагрузкой электродвигателя обычно понимают значение момента сопротивления на валу или значение пропорциональной ему величины — тока статора. Поскольку измерить момент двигателя в процессе его работы затруднительно, для контроля нагрузки измеряют ток статора и сравнивают его с допустимым значением.
Очень часто устройства контроля нагрузки основываются на механическом принципе. В кинематическую цепь станка включают гибкий элемент, деформация которого пропорциональна приложенной нагрузке. Превышение определенного уровня нагрузки приводит к срабатыванию микропереключателя, связанного с упругим элементом кинематической связью.
Наличие чувствительного упругого элемента в кинематической цепи понижает общую твердость электромеханического привода и усугубляет его динамические свойства. Потому информацию о величине нагрузки (в этом случае вращающего момента) целесообразно получить электронными способами, контролируя потребляемый приводным электродвигателем ток, мощность, скольжение, угол сдвига фазы и т. п.
В настоящее время различными производителями выпускаются цифровые приборы для монитора нагрузки электродвигателя, которые рассматриваются в данной статье.
Монитор двигателя серии МД (изготовитель ООО «ДИОН») предназначен для предотвращения выхода из строя электродвигателей и агрегатов на их основе при возникновении недопустимых режимов работы, обусловленных различными эксплуатационными факторами: