По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336

Электронная коммерция в международной и российской практике

Илья Вадимович Косарев ФГАОУ «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы». РФ, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6. E-mail: 1132230970@pfur.ru

Электронная коммерция (e-commerce) играет ключевую роль в современной экономике, обеспечивая удобный доступ к товарам и услугам для миллионов пользователей. В последние годы рынок интернет-торговли в России демонстрирует устойчивый рост, что обусловлено изменением потребительских предпочтений, активным развитием маркетплейсов и совершенствованием логистической инфраструктуры. В статье автор анализирует особенности электронной торговли и технику ее операций.

Литература:

1. Бязрова, Л.А. SWOT-анализ как один из методов оценки деятельности компании / Л.А. Бязрова, Д.Ю. Асаева, М. З. Атаева // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 233–235.

2. Верес, А.И. Как открыть интернет-магазин. И не закрыться через месяц / А.И. Верес, П. Трубецков. — М.: Бомбора, 2020. — 75 с.

3. Гладких, Я.Н. SWOT-анализ как элемент стратегического планирования организации / Я.Н. Гладких, М.С. Лебедева // Контентус. — 2017. — № 5 (58). — С. 24–31.

4. Григорьев, М.Н. Маркетинг: учебник для вузов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2025. — 478 с.

5. Жильцова, О.Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник для магистров и аспирантов. — М.: Центркаталог, 2025. — 244 с.

6. Жильцова, О.Н. Интернет-маркетинг: учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2024. — 335 с.

7. Жуков, И.В. Методология Product Management для расширения компетенций предпринимателя в условиях диджитализации бизнес-среды // Инновации и инвестиции. — 2023. — № 10. — С. 126–131.

8. Ильин, В.В. MVP. Как выводить на рынок товары и услуги, которые нравятся покупателям. — М.: Эксмо, 2024. — 421 с.

9. Карпова, С. В. Информационные технологии в маркетинге: учебник и практикум для вузов. — М.: Юрайт, 2024. — 367 с.

10. Карпова, С.В. Брендинг: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С.В. Карпова, И.К. Захаренко. — М.: Юрайт, 2025. — 439 с.

11. Катаев, А.В. Интернет-маркетинг: учебное пособие / А.В. Катаев, Т.М. Катаева.— Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. — 170 с.

12. Кожевникова, Г.П. Информационные системы и технологии в маркетинге: учебник для вузов / Г.П. Кожевникова, Б. Е. Одинцов. — М.: Юрайт, 2025. — 444 с.

13. Конягина, М.Н. Основы цифровой экономики: учебник и практикум для вузов. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2025. — 240 с.

14. Крюк, А.В. Product Manager. Менеджер по продукту: учебник. — М.: Издательские решения, 2023. — 277 с.

15. Лукичева, Т.А. Маркетинг: учебник и практикум для вузов / Т.А. Лукичева, Н.Н. Молчанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2023. — 386 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://urait.ru/bcode/531182 (дата обращения: 18.10.2025).

16. Милинчук, Е.С. SMM маркетинг: учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2025. — 216 с.

17. Реброва, Н.П. Стратегический маркетинг: учебник и практикум для вузов. — М.: Юрайт, 2023. — 186 с.

18. Синяева, И.М. Основы коммерческой деятельности: учебник для среднего профессионального образования / И.М. Синяева, О. Н. Жильцова, С. В. Земляк, В. В. Синяев. — М.: Юрайт, 2025. — 394 с.

19. Твердохлебова, М.Д. Интернет-маркетинг и электронная коммерция: учебник. — М.: КноРус, 2024. — 239 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://book.ru/book/952984 (дата обращения: 18.10.2025).

20. Чунаков, А. Маркетплейс. Самоучитель менеджера маркетплейсов: учебник. — М.: Автор, 2023. — 116 с.

21. Хуссейн, И.Д. Цифровые маркетинговые коммуникации: учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2025. — 68 с. [Электронный ресурс]. — URL: https://urait.ru/bcode/568206 (дата обращения: 18.10.2025).

22. Анализ конкурентов на маркетплейсах: эффективные методы и инструменты // Журнал VC [Электронный ресурс]. — URL: https://vc.ru/marketplace/1385341-analizkonkurentov-na-marketpleisah-effektivnye-metody-i-instrumenty (дата обращения: 18.10.2025).

23. Как найти нишу для торговли на маркетплейсе // Система мониторинга цен, продавцов и товаров на российских маркетплейсах MPSTATS [Электронный ресурс]. — URL: https://mpstats.io/media/business/novichkam/kak-naytinishu-dlya-torgovli-na-marketpleysah (дата обращения: 18.10.2025).

24. Как опередить конкурентов на маркетплейсах. Инструменты для анализа конкурентов и стратегии опережения. MPSTATS // База знаний [Электронный ресурс]. — URL: https://www.insales.ru/blogs/university/kak-analizirovatkonkurentov-na-marketpleysah (дата обращения 18.10.2025).

25. Как правильно запустить новый продукт на маркетплейсе: от планирования до продаж // Жрунал VC [Электронный ресурс]. — URL: https://vc.ru/ marketplace/1439708-kak-pravilno-zapustit-novyi-produkt-na-marketpleiseot-planirovaniya-do-prodazh (дата обращения: 18.10.2025).

26. Как провести анализ конкурентов на маркетплейсах. InSales // База знаний [Электронный ресурс]. — URL: https://www.insales.ru/blogs/university/kakanalizirovat-konkurentov-na-marketpleysah (дата обращения: 18.10.2025).

27. Как продвигать товары на маркетплейсах // Рублика Т-Банк [Электронный ресурс]. — URL: https://secrets.tbank.ru/biznes-s-nulya/prodvizhenie-namarketplejsah/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (дата обращения: 18.10.2025).

28. Как разогнать продажи на маркетплейсе: стратегия и инструменты// Блог: Нескучные финансы [Электронный ресурс]. — URL: https://noboring-finance.ru/gazeta/ kak-razognat-prodazhi-na-marketplejse-strategiya-instrumenty (дата обращения: 18.10.2025).

29. Как рассчитать юнит-экономику для Wildberries: простая формула, подробная таблица, личный кабинет WB и сторонние сервисы // Журнал VC [Электронный ресурс]. — URL: https://vc.ru/marketplace/1532661-kak-rasschitat-yunit-ekonomiku-dlyawildberries-prostaya-formula-podrobnaya-tablica-lichnyi-kabinet-wb-i-storonnie-servisy (дата обращения: 18.10.2025).

30. Маркетинговое исследование. Интернет-торговля в России — 2024. DATAINSIGHT // База знаний [Электронный ресурс]. — URL: https:// datainsight.ru/eCommerce_2023 (датаобращения: 18.10.2025).

31. Worldwide; Statista Digital Market Insights; 2025 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.statista.com/forecasts/220177/b2c-e-commerce-sales-cagrforecast-for-selected-countries (дата обращения: 18.10.2025).

1. Byazrova, L.A. SWOT Analysis as a Method for Assessing Company Performance. L.A. Byazrova, D.Yu. Asaeva, M.Z. Ataeva. Young Scientist. 2023, No. 23 (470), pp. 233–235.

2. Veres, A. I. How to Open an Online Store. And Not Close It in a Month. A. I. Veres, P. Trubetskov. Moscow: Bombora, 2020, 75 p.

3. Gladkikh, Ya.N. SWOT Analysis as an Element of Organizational Strategic Planning. Ya.N. Gladkikh, M. S. Lebedeva. Contentus. 2017, No. 5 (58), рр. 24–31.

4. Grigoriev, M. N. Marketing: a textbook for universities. 6th ed., revised and expanded. Moscow: Yurait Publishing House, 2025, 478 p.

5. Zhiltsova, O. N. Integrated Marketing Communications: a textbook for master’s and postgraduate students. Moscow: Centerkatalog Publishing House, 2025, 244 p.

6. Zhiltsova, O. N. Internet Marketing: a textbook for universities. 2nd ed., revised and expanded. Moscow: Yurait Publishing House, 2024, 335 p.

7. Zhukov, I. V. Product Management Methodology for Expanding Entrepreneur Competencies in the Context of Digitalization of the Business Environment. Innovations and Investments. 2023, No. 10, pp. 126–131.

8. Ilyin, V. V. MVP. How to Bring to Market Products and Services That Customers Like. Moscow: Eksmo Publishing House, 2024, 421 p.

9. Karpova, S. V. Information Technologies in Marketing: A Textbook and Workshop for Universities. Moscow: Yurait Publishing House, 2024, 367 p.

10. Karpova, S. V. Branding: A Textbook and Workshop for Applied Bachelor’s Degrees. S. V. Karpova, I. K. Zakharenko. Moscow: Yurait Publishing House, 2025, 439 p.

11. Kataev, A. V. Internet Marketing: A Study Guide. A. V. Kataev, T. M. Kataeva. Taganrog: Publishing house of the Southern Federal University, 2017, 170 p.

12. Kozhevnikova, G. P. Information systems and technologies in Marketing: textbook for universities. G. P. Kozhevnikova, B. E. Odintsov. Moscow: Publishing house Yurait, 2025, 444 p.

13. Konyagina, M. N. Fundamentals of the digital economy: textbook and practical training for universities. 2nd ed. Moscow: Publishing house Yurait, 2025, 240 p.

14. Kryuk, A. V. Product Manager. Product Manager: textbook. Moscow: Publishing solutions, 2023, 277 p.

15. Lukicheva, T. A. Marketing: a textbook and practical training for universities. T. A. Lukicheva, N. N. Molchanova. 2nd ed., revised and enlarged. Moscow: Yurait Publishing House, 2023, 386 p. Available at: https://urait.ru/bcode/531182 (accessed: 18.10.2025).

16. Milinchuk, E. S. SMM Marketing: a textbook for universities. Moscow: Yurait Publishing House, 2025, 216 p.

17. Rebrova, N. P. Strategic Marketing: a textbook and practical training for universities. Moscow: Yurait Publishing House, 2023, 186 p.

18. Sinyaeva, I. M. Fundamentals of Commercial Activity: A Textbook for Secondary Vocational Education. I. M. Sinyaeva, O. N. Zhiltsova, S. V. Zemlyak, V. V. Sinyaev. Moscow: Yurait Publishing House, 2025, 394 p.

19. Tverdokhlebova, M. D. Internet Marketing and E-Commerce: A Textbook. Moscow: KnoRus, 2024, 239 p. Available at: https://book.ru/book/952984 (accessed: 18.10.2025).

20. Chunakov, A. Marketplace. Self-study Guide for Marketplace Managers: A Textbook. Moscow: Author, 2023, 116 p.

21. Hussein, I. D. Digital Marketing Communications: A Textbook for Universities. Moscow: Yurait Publishing House, 2025, 68 p. Available at: https://urait.ru/bcode/568206 (accessed: 18.10.2025).

22. Competitor Analysis on Marketplaces: Effective Methods and Tools, VC Magazine. Available at: https://vc.ru/marketplace/1385341-analiz-konkurentov-namarketpleisah-effektivnye-metody-i-instrumenty (accessed: 18.10.2025).

23. How to Find a Niche for Trading on a Marketplace. MPSTATS System for Monitoring Prices, Sellers, and Products on Russian Marketplaces. Available at: https://mpstats.io/media/ business/novichkam/kak-nayti-nishu-dlya-torgovli-na-marketpleysah (accessed: 18.10.2025).

24. How to Get Ahead of the Competition on Marketplaces. Tools for Competitor Analysis and Outperforming Strategies. MPSTATS. Knowledge Base. Available at: https://www.insales. ru/blogs/university/kak-analizirovat-konkurentov-na-marketpleysah (accessed: 18.10.2025).

25. How to Properly Launch a New Product on a Marketplace: From Planning to Sales. VC Magazine. Available at: https://vc.ru/marketplace/1439708-kak-pravilno-zapustitnovyi-produkt-na-marketpleise-ot-planirovaniya-do-prodazh (accessed: 18.10.2025).

26. How to Conduct a Competitor Analysis on Marketplaces. InSales. Knowledge Base. Available at: https://www.insales.ru/blogs/university/kak-analizirovatkonkurentov-na-marketpleysah (accessed: 18.10.2025).

27. How to Promote Products on Marketplaces. Rublika T-Bank. Available at: https://secrets.tbank.ru/biznes-s-nulya/prodvizhenie-na-marketplejsah/?utm_ referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F (accessed: 18.10.2025).

28. How to Boost Sales on a Marketplace: Strategy and Tools. Blog "Non-Boring Finance". Available at: https://noboring-finance.ru/gazeta/kak-razognatprodazhi-na-marketplejse-strategiya-instrumenty (accessed: 18.10.2025).

29. How to calculate unit economics for Wildberries: a simple formula, a detailed table, the WB personal account, and third-party services. VC Magazine. Available at: https:// vc.ru/marketplace/1532661-kak-rasschitat-yunit-ekonomiku-dlya-wildberries-prostayaformula-podrobnaya-tablica-lichnyi-kabinet-wb-i-storonnie-servisy (accessed: 18.10.2025).

30. Marketing research: Online Commerce in Russia 2024. DATAINSIGHT. Knowledge Base. Available at: https://datainsight.ru/eCommerce_2023 (accessed: 18.10.2025).

31. Worldwide; Statista Digital Market Insights; 2025. Available at: https://www.statista. com/forecasts/220177/b2c-e-commerce-sales-cagr-forecast-for-selected-countries (accessed: 18.10.2025).

Дата поступления рукописи в редакцию: 22.10.2025

Дата принятия рукописи в печать: 23.10.2025

Согласно данным Data Insight, в 2024 г. объем розничной интернет-торговли в России составил 11,2 трлн руб. (в 2023 г. — 7,8 трлн руб.), что на 44% больше по сравнению с предыдущим годом. Количество заказов достигло 5,03 млрд, увеличившись на 78% за год. Прогнозы на 2025 г. также свидетельствуют о дальнейшем росте — объем продаж может достичь 12,2 трлн руб., а число заказов увеличится до 7 млрд, что соответствует росту на 30 и 42% соответственно. По данным международной статистики, среднегодовой рост продаж в электронной коммерции в России с 2025 по 2030 г. составит 3,51%.

Значительную роль в развитии рынка играют маркетплейсы, такие как Wildberries и Ozon. В 2023 г. Wildberries стал лидером рынка с оборотом 2,47 трлн руб. (рост на 77%), а Ozon увеличил продажи в 2,1 раза, достигнув 1,64 трлн руб. Совокупная доля маркетплейсов в общем объеме интернет-продаж составила 58%. Эти платформы обеспечивают продавцам доступ к широкой аудитории, предлагая удобные инструменты для продвижения и реализации продукции. При этом конкуренция среди продавцов на маркетплейсах становится все более высокой, что требует продуманной стратегии выхода на рынок, грамотного выбора ниши и эффективного управления ассортиментом.

Дополнительно стоит отметить значительное увеличение регионального спроса: более 70% оборота интернетторговли приходится на регионы, что свидетельствует о расширении охвата онлайн-торговли за пределами крупных городов. В категории товаров для дома наблюдается стабильный спрос, связанный с изменением моделей потребления, ростом урбанизации и стремлением покупателей к удобным решениям для организации пространства.

Разработка продукта для рынка e-commerce, включая анализ ключевых факторов успешности, выбор ниши и стратегию выхода на маркетплейсы, представляется особенно актуальной в современных условиях цифровой трансформации торговли.

Для Цитирования:
Илья Вадимович Косарев, Электронная коммерция в международной и российской практике. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: