По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 321.7:004.77 DOI:10.33920/pol-01-2012-04

Электронная демократия как институт оптимизации участия граждан в политическом процессе страны

Павел Александрович Кичаев сотрудник Академии ФСО России
Сергей Александрович Карпухин сотрудник Академии ФСО России
Елена Николаевна Малик научный руководитель, кандидат политических наук, доцент, сотрудник Академии ФСО России, Е-mail: malik57-elena@mail.ru

В статье раскрываются основные направления использования дистанционных технологий в политическом процессе. Выявлены основные преимущества и противоречия становления электронной демократии в России. Анализируются основные перспективы формирования института электронной демократии в России. Авторами аргументирован вывод, что институт электронной демократии помогает оперативно обсуждать общественно значимые государственные решения, усиливает интеграцию граждан в политическую сферу и в целом повышает уровень доверия к государственным институтам.

Литература:

1. Абрамова Д. С. Электронная демократия в России: проблемы политической коммуникации // Гуманитарные научные исследования. — 2015. — № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://human.snauka. ru/2015/01/2145.

2. Бондаренко С. В. Особенности создания и функционирования публичных площадок «электронной демократии» // Полис. — 2016. — № 5. — С. 164–178.

3. Конашев М. Б. Электронная демократия в России: некоторые проблемы и перспективы // Цензура в России: история и современность: сб. науч. трудов. — Т. 8. — СПб., 2020. — С. 43–58.

4. Малик В. И. Правовое обеспечение информационной безопасности в сфере компьютерных преступлений // Государственная политика: методология, практика, направления совершенствования: мат-лы II международной науч.-практ. конф. / под ред. П. А. Меркулова. 2017. — С. 83–87.

5. Малик Е. Н. «Электронное правительство» как интегративная платформа предоставления государственных услуг / Е. Н. Малик, М. В. Шедий, Б. В. Пикалов // Управленческое консультирование. — 2020. — № 9 (141). — С. 19–30.

6. Проект «Концепция развития в РФ механизмов электронной демократии до 2020 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.consultant.ru./law/hotdocs/18121.html/.

7. Пионеры интернет-выборов. Совместный аналитический доклад ВЦИОМ и Центра политической конъюнктуры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10376.

8. Устинович Е. С. Государственная политика развития цифровой экономики в России // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «История и право». — 2018. — Т. 8, № 1 (26). — С. 112–115.

9. Цаплин А. Ю. Перспективы дистанционного электронного голосования в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Социология. Политология». — 2016. — № 3. — С. 345–350.

1. Abramova D. S. Electronic democracy in Russia: problems of political communication // Humanitarian research. 2015. No. 1 [Electronic resource]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/2145

2. Bondarenko S. V. Features of the creation and functioning of public platforms of «electronic democracy» // Polis. — 2016. — No. 5. — P. 164–178.

3. Konashev M. B. Electronic democracy in Russia: some problems and prospects // Censorship in Russia: history and modernity: Sat. scientifi c. works. — Vol. 8. — The National Library of Russia St. Petersburg, 2020. — P. 43–58.

4. Malik V. I. Legal support of information security in the fi eld of computer crimes // State policy: methodology, practice, directions of improvement. Materials of the II International Scientifi c and Practical Conference. Edited by P. A. Merkulov. 2017. — P. 83–87.

5. Malik E. N. «Electronic government» as an integrative platform for the provision of public services / E. N. Malik, M. V. Shediy, B. V. Pikalov // Management consulting. — 2020. — № 9 (141). — P. 19–30.

6. The project «Concept of development of mechanisms of electronic democracy in the Russian Federation until 2020» [Electronic resource] // Reference and information system Konsultant Plus https://www.consultant.ru. / law/hotdocs/18121.html/

7. Pioneers of Internet elections. Joint analytical report by ARCSPO and the Center for Current Politics. Offi cial site of the All-Russian Center for the Study of Public Opinion [Electronic resource] // Access mode: https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=10376

8. Ustinovich E. S. State policy for the development of the digital economy in Russia // News of the South-West State University. Series: History and Law. — 2018. — Vol. 8. No. 1 (26). — P. 112–115.

9. Tsaplin A. Yu. Prospects for remote electronic voting in Russia // Izvestiya of the Saratov University. New series. Sociology series. Political science. — 2016. — No. 3. — P. 345-350.

В современных условиях большое влияние на политическую жизнь оказывают новые информационно-коммуникативные технологии. Огромное значение приобретает Интернет, образующий единое мировое виртуальное пространство. Новые формы политической коммуникации не могут не оказать существенного влияния на процессы демократизации. Они привели к появлению нового явления, получившего названия «электронная демократия», «сетевая демократия» и т. п. В ней открываются новые возможности для участия граждан в политике.

Электронная демократия нацелена на то, чтобы облегчить участие гражданина в общественной и политической жизни. Она обеспечивает доступ населения к общественной информации и предлагает форум для общественных обсуждений, что позволяет гражданам следить за политическими решениями органов государственного управления.

Следует подчеркнуть, что необходимо различать понятия «электронная демократия» и «электронное правительство». Так, Д. С. Абрамова указывает, что «если последнее означает повышение оперативности и удобства доступа к услугам государства из любого места и в любое время, то первое относится к использованию информационных технологий для расширения возможностей каждого гражданина» [1].

Институт электронной демократии представляет собой форму прямой демократии, характеризующуюся использованием информационно-коммуникационных технологий как основного средства для коллективного обсуждения и принятия государственно значимых решений, а также контроля их исполнения. При обсуждении стратегии развития электронной демократии необходимо найти ответы на три основных вопроса. Во-первых, как понимает электронную демократию обычный гражданин, какие сервисы ему необходимы. Во-вторых, как сформировать экспертную среду, найти тех людей, которые генерируют идеи. Третий вопрос — видение того, как работает федеральная власть. Стоит отметить, что в данном случае предполагается «использование механизма электронной демократии на всех уровнях — начиная с местного самоуправления и заканчивая международным уровнем [9, с. 347].

Для Цитирования:
Павел Александрович Кичаев, Сергей Александрович Карпухин, Елена Николаевна Малик, Электронная демократия как институт оптимизации участия граждан в политическом процессе страны. Социальная политика и социальное партнерство. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: