Изменение климата планеты, выраженное увеличением средней годовой температуры, стала одной из ключевых глобальных проблем человечества в XXI веке. Повсюду можно заметить проявления разбалансировки природных систем: чаще наблюдаются ливневые осадки, температурные аномалии, такие экстремальные явления, как ураганы, наводнения, засухи. Сложившаяся обстановка требует от мирового сообщества проведения целенаправленной социально-экономической политики в области трансформации мирового хозяйства, прежде всего, в сфере использования топливно-энергетических ресурсов планеты.
Проблемы экологии особо остро стоят в мегаполисах, крупных населенных пунктах, где на долю автотранспорта приходится до 80% вредных выбросов. Одним из направлений снижения экологического вреда транспорта является массовая замена в транспортных средствах двигателей внутреннего сгорания на электрические. Эта тенденция активно начала реализоваться в начале 2000-х годов сначала в Китае, Японии, затем в остальных странах мира. Динамика развития мирового парка электромобилей показана на рис. 1.
Сегодня правительственные решения государств по отношению к выбросам вредных веществ в атмосферу автомобилями становятся всё строже, лидеры мирового автопрома, такие как Toyota, Volkswagen, Nissan и другие, переходят к разработке новых стратегий, связанных с переходом к производству электрокаров, а ведущие компании IT-технологий (Google, Yandex, Baidu) считают экологичный транспорт одним из перспективных направлений развития бизнеса и рассматривают усиление технологических компетенций в данной отрасли основой своей конкурентоспособности [1]. Всё вышесказанное свидетельствует о том, что рынок электротранспорта динамично развивается несмотря на появление в последние годы скептических мнений по отношению перевода автомобилей на электрическую тягу.
По данным Международного энергетического агентства, в 2024 году мировые продажи электромобилей превысили 17,1 миллионов единиц, и на их долю пришлось более 18% мирового автомобильного рынка (рис. 2). Bloomberg прогнозирует, что к 2030 году каждый четвертый проданный в мире автомобиль будет электрическим. За январь–сентябрь 2025 года было продано 14,7 млн электромобилей, что на 26% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Причем в сентябре продажи превысили 2,1 млн электромобилей, что стало первым случаем, когда месячные продажи превысили отметку в 2 млн. Ожидается, что в 2025 году мировые продажи электромобилей преодолеют планку 20 миллионов единиц, что составит более четверти автомобильного рынка.