По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.311, 621.331

Электромагнитные влияния автотрансформаторных тяговых сетей повышенного напряжения на трубопроводы

Крюков А. В. д-р техн. наук, профессор, Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск
Черепанов А. В. канд. техн. наук, доцент, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск
Крюков А. Е. студент, Иркутский государственный университет путей сообщения, г. Иркутск

В статье представлены результаты моделирования электромагнитных влияний перспективной тяговой сети повышенного напряжения на стальной трубопровод с диаметром 250 мм, проложенный на поверхности земли. Моделирование, выполненное в программном комплексе Fazonord, показало, что при расстоянии от трассы железной дороги до трубопровода в 100 м максимальное наведенное напряжение в отдельных точках сооружения может достигать 100 В, что более, чем в 1,5 раза превышает допустимое значение. Этот фактор необходимо учитывать при проектировании перспективных систем тягового электроснабжения на участках их сближения с магистральными трубопроводами.

Литература:

1. Гамзаев Б.А. Состояние и особенности развития трубопроводного транспорта России на современном этапе // Молодой ученый. – 2019. – № 3 (241). – С. 155–159.

2. Ратнер М.П. Индуктивное влияние электрифицированных железных дорог на электрические сети и трубопроводы. – М.: Транспорт, 1966. – 164 с.

3. Котельников А.В., Косарев А.Б. Электромагнитное влияние тяговых сетей переменного тока на металлические конструкции // Электричество. – 1992. – № 9. – С. 26–34.

4. Коннова Е.И., Косарев А.Б. Расчет электромагнитного влияния сетей переменного тока на металлические коммуникации // Вестник ВНИИЖТ. – 1990. – № 2. – С. 17–19.

5. Яблучанский А.И. Методика оценки опасного влияния переменного тока высоковольтных ЛЭП на проектируемый газопровод // Материалы отраслевого совещания по проблемам защиты от коррозии. – М.: ИРЦ Газпром, 2008. – С. 110–123.

6. Закарюкин В.П., Крюков А.В., Иванова А.П. Компьютерное моделирование электромагнитного влияния тяговых сетей на трубопроводы // Вестник ИрГТУ. – 2017. – Т. 21. – № 5. – С. 104–114.

7. Закарюкин В.П., Крюков А.В. Сложнонесимметричные режимы электрических систем. – Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. – 273 с.

8. Закарюкин В.П., Крюков А.В. Уточненная методика определения взаимных электромагнитных влияний смежных линий электропередачи // Известия вузов. Проблемы энергетики. – 2015. – № 3-4. – С. 29–35.

9. Cherepanov A.V., Kryukov A.E. Determination of electromagnetic effects of electric traction networks on pipelines // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Vol. 760. International Conference on Transport and Infrastructure of the Siberian Region (SibTrans-2019) 12–15 November 2019, Moscow, Russian Federation.

10. Василянский А.М., Мамошин Р.Р., Якимов Г.Б. Совершенствование системы тягового электроснабжения железных дорог, электрифицированных на переменном токе 27,5 кВ, 50 Гц // Железные дороги мира. – 2002. – № 8. – С. 40–46.

11. Бородулин Б.М. Симметрирование токов и напряжений на действующих тяговых подстанциях переменного тока // Вестник ВНИИЖТ. – 2003. – № 2. – С. 14–17.

12. Carson J.R. Wave propagation in overhead wires with ground return // Bell Syst. Tech. J. – 1926. – N 5. – P. 539–554.

13. Technische Richtlinien-71 (TRL-71). EMR-Technic Kathodischer Korrosionsschutz fur Erdgasfernleitungen. – P. 80.

14. Зиневич А.М., Глазков В.И., Котик В.Г. Защита трубопроводов и резервуаров от коррозии. – М.: Недра, 1975. – 288 с.

Для транспортировки газа, нефти и продуктов ее переработки в России создана масштабная сеть трубопроводов, суммарная эксплуатационная длина которых превышает 250 тыс. км [1]. Отдельные их участки могут проходить вдоль трасс железных дорог переменного тока [2, 3]. Из-за электромагнитной неуравновешенности тяговой сети (ТС) в отдельных точках сооружения возможно возникновение напряжений относительно земли, опасных для обслуживающего персонала [2–6]. В таких ситуациях необходима разработка мероприятий по повышению электробезопасности. В условиях цифровизации электроэнергетики решение этой задачи должно базироваться на компьютерных технологиях, позволяющих определять наведенные напряжения, возникающие на деталях трубопроводов из-за электромагнитного влияния ТС.

Такие технологии могут быть реализованы на основе методов и средств моделирования режимов электроэнергетических систем в фазных координатах, предложенных в ИрГУПСе [7]. Вопросы определения наведенных напряжений на трубопроводе наземной прокладки с участками, проходящими вблизи железных дорог с тяговой сетью 25 и 2×25 кВ, рассмотрены в работах [6, 9]. Ниже представлены результаты моделирования электромагнитных влияний перспективной тяговой сети повышенного напряжения [10, 11] на трубопровод наземной прокладки.

Определение электромагнитных влияний тяговых сетей на трубопроводы можно выполнить на основе программного комплекса Fazonord [7]. Моделирование наведенных напряжений могут базироваться на принципах, предложенных в работах [6, 8].

Один из главных принципов состоит в корректном учете возврата токов через землю на основе вычисления сопротивлений взаимоиндуктивной связи, а также собственных сопротивлений контуров «провод-земля» с помощью соотношений, предложенных в работе [8]; при этом обеспечивается точное определение интеграла Карсона [12] для ближней, промежуточной и дальней зон.

Результаты моделирования. В программном комплексе Fazonord проведено моделирование режимов работы перспективной системы тягового электроснабжения (СТЭ) повышенного напряжения [10] (рис. 1). Такая СТЭ предусматривает сооружение опорных тяговых подстанций (ТП), оснащенных симметрирующими трансформаторами; при этом расстояние между опорными ТП может достигать 300…350 км. Электроснабжение тяговой сети осуществляется от однофазных трансформаторов с напряжениями обмоток 93,9/27,5, расположенных на расстояниях 30…45 км друг от друга.

Для Цитирования:
Крюков А. В., Черепанов А. В., Крюков А. Е., Электромагнитные влияния автотрансформаторных тяговых сетей повышенного напряжения на трубопроводы. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: