По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.9.048.4 / 621.542

Электроискровые технологии при восстановлении деталей импортных машин на примере автобусного парка №2 Мосгортранса

В. Иванов канд. техн. наук А. Костюков, канд. техн. наук, ФГБНУ ГОСНИТИ, E-mail: tehnoinvest-vip@mail.ru
В. Денисов канд. техн. наук, ФГБНУ ГОСНИТИ, E-mail: tehnoinvest-vip@mail.ru
Р. Задорожний инженер, ФГБНУ ГОСНИТИ, E-mail: tehnoinvest-vip@mail.ru
А. Назаров канд. техн. наук, 2-й автобусный парк, г. Москва
Д. Донской инженер, 2-й автобусный парк, г. Москва

Приводятся результаты применения электроискрового метода нанесения покрытий, холодного газодинамического напыления и их сочетания для восстановления размеров и устранения локальных дефектов ряда ответственных автомобильных деталей на примере 2-го автобусного парка г. Москвы.

Литература:

1. Лазаренко Н.И. Электроискровое легирование металлических поверхностей. – М.: Машиностроение, 1976. – 44 с.

2. Электроискровые технологии восстановления и упрочнения деталей машин и инструментов (теория и практика) / МГУ им. Н.П. Огарева и др.; Ф.Х. Бурумкулов, П.П. Лезин, П.В. Сенин, В.И. Иванов, С.А. Величко, П.А. Ионов. – Саранск: тип. «Красный Октябрь», 2003. – 504 с.

3. Каширин А.И., Шкодкин А.В. Метод газодинамического напыления металлических покрытий: развитие и современное состояние / Упрочняющие технологии и покрытия. – 2007. – №12. – С. 22–33.

4. Иванов В.И. Электроискровой способ нанесения толстослойных покрытий повышенной сплошности / В.И. Иванов, Ф.Х. Бурумкулов, В.А. Денисов // Евразийский патент № 017066 по заявке № 201100015.

Современные технологии восстановления изношенных деталей, разработанные в ФГБНУ ГОСНИТИ РАСХН, заинтересовали специалистов Мосгортранса, что послужило основой долгосрочного сотрудничества по восстановлению деталей двигателей «РАБА-МАН», «КАТЕРПИЛЛЕР» и «МАН» автобусов «Икарус», «ЛИАЗ» и «МАН», соответственно.

Разработанные лабораторией №11 технологии основаны на применении способов электроискровой обработки материалов (ЭИО), холодного газодинамического нанесения покрытий (ХГДН) и комбинации этих способов (ЭИО + ХГДН). Данные технологии успешно применяются на передовых ремонтных предприятиях страны, в том числе во 2-м автобусном парке г. Москвы. За 4 года взаимовыгодного сотрудничества ГОСНИТИ и автопарка восстановлено большое количество разнообразных деталей импортных двигате-лей (блоки цилиндров, головки блоков, шатуны, коленчатые валы, упорные вкладыши коленвала, гильзы цилиндров), отремонтированы агрегаты (масляные насосы и др.).

При ЭИО [1, 2] осуществляется воздействие на металлические поверхности в газовой среде короткими (до 1000 мкс) электрическими разрядами с энергией от сотых долей до десятка и более джоулей и частотой обычно до 1000 Гц. При периодическом, с определенной частотой, контакте электрода (анода) c обрабатываемым изделием (катодом) и его разрыве возникают электрические разряды, создаваемые генератором импульсов. В результате происходит следующее: идут процессы преимущественного разрушения материала электрода (анода) и образования вторичных структур в рабочей его части; осуществляется перенос продуктов эрозии электрода на деталь (катод); на поверхности обрабатываемого изделия протекают микрометаллургические процессы; элементы материала электрода диффундируют в поверхностный слой изделия; поверхность изделия приобретает новый специфичный рельеф (рис. 1а); образуется на поверхности изделия измененный слой (рис. 1б), включающий белый слой, диффузионную зону и зону термического влияния, при этом изменяются свойства поверхностного слоя; формируется поверхностный слой мелкодисперсного состава, вплоть до наноуровня (рис. 1в); происходит изменение размера изделия.

Для Цитирования:
В. Иванов, В. Денисов, Р. Задорожний, А. Назаров, Д. Донской, Электроискровые технологии при восстановлении деталей импортных машин на примере автобусного парка №2 Мосгортранса. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2015;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: