Уменьшение трения и изнашивания — постоянно актуальная задача. В этом важно совершенствование смазочных материалов, для чего созданы новые базы масел и присадки, а в эксплуатации в масла вводятся разнообразные добавки.
Современные масла и смазки имеют комплекс рабочих свойств высокого качества, но за счет усложнения их состава и высокой цены. Возможности дальнейшего их совершенствования ограничены и экономически не оправданны. А физика имеет некоторые методы для улучшения триботехнических свойств масел.
Такими методами непрерывной модификации работающих масел могут быть: электрическая обработка через диспергирование компонентов масел поляризацией их во внешнем поле [1–4]; магнитная [5]; электромагнитная,, изменяющие структуру, химмотологические и трибологические свойства углеводородов масла и присадок [4].
Таким образом, деструкция конгломератов молекул присадок и масел электризацией их компонентов, образование активных радикалов, насыщение разъединенных компонентов масел зарядами естественно приводят к изменению химмотологических и триботехнических свойств масел [1–5]. Но физическая и химическая адсорбция и другие процессы на поверхностях трения также сильно подвержены влиянию электрических и магнитных воздействий.
Взаимодействия между компонентами смазок влияют на их вязкостно-температурные свойства и фазовое состояние. А процессы в граничном и смешанном трении определяют время формирования и «жизни» граничной смазки, ее трибологию. Но несмотря на электрическую природу всех этих разных взаимодействий в классической трибологии, им уделено мало внимания [1, 2]. Вне ее выявлены некоторые закономерности трибоэлектризации, ряды веществ по способности к ней (Фарадея, Гезехауса), где ошибочно считается, что тела электризуются противоположными зарядами, т. к. убедительно доказано, что разных по знаку зарядов нет.
Все же известны опыты прямой подачи напряжения на детали трения. Так, Заславский Ю. С. [2] при подаче напряжения +60 В на пару трения в четырехшариковой машине снижал коэффициент трения на 40 %. При напряжении +4 В на диск и токе 5 мА на нем образовывалась коричневая оксидная пленка со снижением шероховатости, износ практически отсутствовал, сохранялись следы мехобработки, а на шариках шел абразивный износ. Когда через 30 мин отключали электричество, то получали хорошую приработку диска с коэффициентом трения 0,02. Но при подаче на диск –4 В триботехника ухудшалась [2]: коэффициент трения возрастал, на диске шел интенсивный износ, а износ шариков снижался.