По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.89

Электрическое воздействие в триботехнике

Вершинин Н. К. ООО Инжиниринговый Центр «Любимов и компания», 346508, Ростовская обл., г. Шахты, ул. Ионова, д. 106а
Дунаев А. В. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный Центр ВИМ», 109428, г. Москва, 1-й Институтский проезд, д. 1. E-mail: dunaev135@mail.ru
Любимов Д. Н. ООО Инжиниринговый Центр «Любимов и компания», 346508, Ростовская обл., г. Шахты, ул. Ионова, д. 106а
Пустовой И. Ф. ООО «РеалИнПроект», 188663, Ленинградская обл., Всеволожский район, п. Кузьмоловский, ул. Победы, д. 10а
Рыжов В. Г. ООО «ТРИГГЕР», 143987, Московская обл., г. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Железнодорожный проезд, д. 1.
Тришкин И. Б. ФГБОУ ВО «Рязанский ГАУ», 390000, г. Рязань, ул. Костычева, д. 1

Лабораторные исследования и эксплуатационные испытания на десятках автомобилей подтверждают эффективность малозатратного улучшения триботехнических свойств сопряжений, работающих в моторных, трансмиссионных маслах, путем электрического воздействия на них. В трибоиспытаниях подачей напряжения постоянного тока 12–33 В на детали из меди, алюминия, цинка, олова, железа, графита, омываемые маслом, достигали значительного уменьшения трения и изнашивания при малых нагрузках, слабого — при средних и отсутствия эффекта в номинальном режиме. В эксплуатации автомобилей подача напряжения постоянного тока 48 и 100 В на изолированные, даже стальные детали в маслах двигателей и агрегатов трансмиссии обеспечивает экономию топлива не менее 3 %, в разных условиях — 10–18, а в среднем — 12 %. Целесообразна электрообработка масел гидроборудования.

Литература:

1.Дубинин А. Д. Энергетика трения и износа деталей. — Киев: Машгиз (южное отделение), 1963. — 140 с.

2.Заславский Ю. С., Артемьева В. П. Новое в трибологии смазочных материалов: Монография. — М.: Нефть и газ РГУНГ им. И. М. Губкина, 2001. — 480 с.

3.Любимов Д. Н., Долгополов К. Н., Вершинин К. Н., Дунаев А. В. Антифрикционная эффективность поляризации масел — инновационный фактор модернизации машин. — М.: Труды ГОСНИТИ, 2014. — Т. 116. — С. 40–44.

4.Воронин С. В., Дунаев А. В. Влияние электрического и магнитного поля на механизм действия присадок к маслам // Трение и износ. — 2015. — Т. 36. — № 1. — С. 643–649.

5.Голиков Ю. И., Белоконев Д. В. Фильтр «Экомаг-200Г» магнитной очистки и обработки моторного масла двигателя внутреннего сгорания автомобиля // Патент РФ № 2373405.

6.Любимов Д. Н., Долгополов К. Н., Пустовой И. Ф., Шабанов А. Ю. Эксплуатационные эффекты применения минералов как активных агентов смазочных сред // Тракторы и сельхозмашины. — 2015. — № 3. — С. 38–44.

Уменьшение трения и изнашивания — постоянно актуальная задача. В этом важно совершенствование смазочных материалов, для чего созданы новые базы масел и присадки, а в эксплуатации в масла вводятся разно­образные добавки.

Современные масла и смазки имеют комплекс рабочих свойств высокого качества, но за счет усложнения их состава и высокой цены. Возможности дальнейшего их совершенствования ограничены и экономически не оправданны. А физика имеет некоторые методы для улучшения триботехнических свойств масел.

Такими методами непрерывной модификации работающих масел могут быть: электрическая обработка через диспергирование компонентов масел поляризацией их во внешнем поле [1–4]; магнитная [5]; электромагнитная,, изменяющие структуру, химмотологические и трибологические свойства углеводородов масла и присадок [4].

Таким образом, деструкция конгломератов молекул присадок и масел электризацией их компонентов, образование активных радикалов, насыщение разъединенных компонентов масел зарядами естественно приводят к изменению химмотологических и триботехнических свойств масел [1–5]. Но физическая и химическая адсорбция и другие процессы на поверхностях трения также сильно подвержены влиянию электрических и магнитных воздействий.

Взаимодействия между компонентами смазок влияют на их вязкостно-температурные свойства и фазовое состояние. А процессы в граничном и смешанном трении определяют время формирования и «жизни» граничной смазки, ее трибологию. Но несмотря на электрическую природу всех этих разных взаимодействий в классической трибологии, им уделено мало внимания [1, 2]. Вне ее выявлены некоторые закономерности трибоэлектризации, ряды веществ по способности к ней (Фарадея, Гезехауса), где ошибочно считается, что тела электризуются противоположными зарядами, т. к. убедительно доказано, что разных по знаку зарядов нет.

Все же известны опыты прямой подачи напряжения на детали трения. Так, Заславский Ю. С. [2] при подаче напряжения +60 В на пару трения в четырехшариковой машине снижал коэффициент трения на 40 %. При напряжении +4 В на диск и токе 5 мА на нем образовывалась коричневая оксидная пленка со снижением шероховатости, износ практически отсутствовал, сохранялись следы мехобработки, а на шариках шел абразивный износ. Когда через 30 мин отключали электричество, то получали хорошую приработку диска с коэффициентом трения 0,02. Но при подаче на диск –4 В триботехника ухудшалась [2]: коэффициент трения возрастал, на диске шел интенсивный износ, а износ шариков снижался.

Для Цитирования:
Вершинин Н. К., Дунаев А. В., Любимов Д. Н., Пустовой И. Ф., Рыжов В. Г., Тришкин И. Б., Электрическое воздействие в триботехнике. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: