По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 91:378:37.016 DOI:10.33920/pro-01-2212-09

Элективные курсы и цифровые дисциплины в повышении статуса профессиональной идентичности студентов

Семенцова Вероника Викторовна студентка 2-го курса магистратуры АПП ЮФУ по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», ОП «Психология самоопределения, самореализации и профессиональной деятельности», руководитель Центра содействия трудоустройству ГБПОУ РО «РТТС»

Целью данной статьи является определение факторов воздействия на детерминацию образа карьеры у студентов разных курсов очной формы обучения в средних профессиональных учебных заведениях на примере студентов ГБПОУ РО «Ростовский технологический техникум сервиса». Проанализировать, зависит ли статус профессиональной идентичности студентов от времени их обучения. В условиях современной нехватки специалистов рабочих профессий данное исследование несет практический прикладной характер для дальнейшего формирования цифрового продукта, способствующего профессиональной идентичности студентов ко времени их устройства на работу. В результате работы выявлены пути перспективных исследований.

Литература:

1. Мальцева В.А., Шабалин А.И. Необходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. — 2021. — № 2. — С. 10–42.

2. Бессуднов А.Р., Куракин Д.Ю., Малик В.М. Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. — 2017. — № 3. — C. 83–109.

3. Бондаренко Н.В., Бородина Д.Р., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы образования. Статистический сборник. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — С. 115–121.

4. Якушина Т.В., Мамонтов Д.В. Современные методы продвижения образовательных услуг // Сборник материалов II Межвузовской студенческой научно-практической конференции. — М., 2021. — С. 326–331.

5. Могилевкин Е.А. Карьера молодого специалиста: теория и практика управления. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. — 280 с.

6. Черный Д.А., Галустов Р.А. Управление развитием карьеры студентов СПО // Педагогическая наука и образовательная практика: современные исследования и достижения. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. — 2020. — С. 48–52.

Ссередины 2010-х годов в России все больше выпускников 9-х и 11-х классов выбирают в качестве послешкольной подготовки систему среднего профессионального образования. Есть достаточно исследований и гипотез о том, с чем связана популярность среднего образования: начиная от «избегания» ЕГЭ и выбора пути «школа — СПО — вуз» и заканчивая фактором социально-экономического положения семьи школьника, которое включает уровень финансовых доходов семьи, близость места жительства к крупному городу и перечень установок родителей о важности и выгоде высшего образования. Такими вопросами в исследованиях занимаются Т.Е. Хавенсон, Т.А. Чиркина, Д.Л. Константиновский, Д.Ю. Куракин, Д.С. Попов, Т.Л. Клячко, С.С. Малиновский, Е.Ю. Шибанова и др. Данные исследования показывают, что выпускники школ все чаще осознанно делают выбор в пользу рабочих профессий и специальностей. Для такого выбора есть несколько основных причин: меньший срок обучения для более быстрого получения профессии и устройства на работу, снижение важности диплома о высшем образовании в ряде отраслей рынка труда, более простой путь поступления в вуз после окончания СПО [1].

Среднее профессиональное образование остается самым массовым видом профессионального образования среди взрослого населения России. По данным микропереписи населения 2015 года, обладателями диплома о СПО являются почти 45% россиян в возрасте от 25 до 64 лет. Исследователи ранее уже опровергали расхожий миф о всеобщем высшем образовании в России — в той же возрастной группе имеющих высшее образование только 30,4%. Хотя среди более молодых респондентов (в возрасте от 25 до 34 лет) диплом вуза имеют 40,5% — здесь уже сказалась волна массовизации высшего образования 2000-х годов [2; 3].

И эти цифры не случайны. На сегодняшний день ключ к высокостабильному, прочному экономическому подъему как различных организаций, так и страны в целом лежит в сфере профессионального образования (СПО).

Однако развитие среднего профессионального образования с учетом меняющихся роли, места и функций рабочих кадров замедляется отдельными проблемами:

Для Цитирования:
Семенцова Вероника Викторовна, Элективные курсы и цифровые дисциплины в повышении статуса профессиональной идентичности студентов. Управление качеством. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: