Ссередины 2010-х годов в России все больше выпускников 9-х и 11-х классов выбирают в качестве послешкольной подготовки систему среднего профессионального образования. Есть достаточно исследований и гипотез о том, с чем связана популярность среднего образования: начиная от «избегания» ЕГЭ и выбора пути «школа — СПО — вуз» и заканчивая фактором социально-экономического положения семьи школьника, которое включает уровень финансовых доходов семьи, близость места жительства к крупному городу и перечень установок родителей о важности и выгоде высшего образования. Такими вопросами в исследованиях занимаются Т.Е. Хавенсон, Т.А. Чиркина, Д.Л. Константиновский, Д.Ю. Куракин, Д.С. Попов, Т.Л. Клячко, С.С. Малиновский, Е.Ю. Шибанова и др. Данные исследования показывают, что выпускники школ все чаще осознанно делают выбор в пользу рабочих профессий и специальностей. Для такого выбора есть несколько основных причин: меньший срок обучения для более быстрого получения профессии и устройства на работу, снижение важности диплома о высшем образовании в ряде отраслей рынка труда, более простой путь поступления в вуз после окончания СПО [1].
Среднее профессиональное образование остается самым массовым видом профессионального образования среди взрослого населения России. По данным микропереписи населения 2015 года, обладателями диплома о СПО являются почти 45% россиян в возрасте от 25 до 64 лет. Исследователи ранее уже опровергали расхожий миф о всеобщем высшем образовании в России — в той же возрастной группе имеющих высшее образование только 30,4%. Хотя среди более молодых респондентов (в возрасте от 25 до 34 лет) диплом вуза имеют 40,5% — здесь уже сказалась волна массовизации высшего образования 2000-х годов [2; 3].
И эти цифры не случайны. На сегодняшний день ключ к высокостабильному, прочному экономическому подъему как различных организаций, так и страны в целом лежит в сфере профессионального образования (СПО).
Однако развитие среднего профессионального образования с учетом меняющихся роли, места и функций рабочих кадров замедляется отдельными проблемами: