По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Экспресс-контроль масла, определение срока его смены и диагностирования состояния агрегатов машин

Дунаев А. В. д-р техн. наук, ведущий консультант, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
Костомахин М. Н. канд. техн. наук, зав. лабораторией прогнозирования надежности и техничекой диагностики сельскохозяйственной техники и оборудования, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ

В статье описан экспресс-контроль масла (патент РФ № 2563206, ГОСТ ГОСТ 28365), который нужен на всех участках ТО и ремонта машин и оборудования с ДВС, с агрегатами силовых передач индивидуальным владельцам машин. Данный контроль позволяет за полчаса проверить рабочие показатели масел с присадками, предотвращать аварии, устранить преждевременную/запоздалую смену масла.

металлическая емкость (тигель) на 75–100 мл, термометр на 250 °С и электроплитка для медленного контролируемого (по потрескиванию и вспениванию) нагрева масла до 220–235 °С, лабораторная фильтровальная бумага.

Определяется температура начала и конца потрескивания или вспенивания/кипения как степень его обводненности, температура вспышки масла, которая снижается из-за разжижения масла топливом. А характер масляных пятен («капельная проба») на бумаге через 15–20 мин характеризует загрязненность, моюще-диспергирующие свойства, обводненность и перегрев мотора и масла.

1. Почти свежее масло в новом двигателе поработало не более 50 ч, не загрязнено, расплывается на наибольший размер, дает равномерно окрашенное светло-серое пятно со светлой наружной окаемкой чистого масла.

2. То же, не более 100 ч; видны ядро, кольцо краевой зоны, окаймляющее ядро, кольцо зоны диффузии загрязненного масла и крайнее кольцо почти чистого масла. Это КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР «КАПЕЛЬНОЙ ПРОБЫ» масла с большим запасом работоспособности.

3 и 4. Загрязненное, но имеющее запас рабочих свойств и много поработавшее масло; требуется регулярный его контроль, чтобы упредить резкое ухудшение состояния масла и мотора.

5. Масло заметно загрязнено и теряет моюще-диспергирующие свойства (диаметр пятна заметно уменьшился, т. к. мехпримеси укрупнились); для высоконапряженных моторов это масло уже можно заменять. Если масляное пятно имеет желтый цвет — ДВС перегрет и масло чрезмерно окислено — осмолено.

6. Масло — брак из мотора аварийного состояния (мехпримеси образовали шлам, а масло потеряло рабочие свойства); требуется выявление и устранение неисправностей (протечек воды и др.), промывка мотора и заливка качественного масла.

По мере работы с обводнением, увеличением количества и размеров мехпримесей с потерей рабочих свойств масла масляное пятно со светло-серого постепенно превращается в темно-черное и неуклонно уменьшается в размере. Капля грязного и обводненного («мертвого») масла из двигателя с аварийным изнашиванием не расплывается на фильтровальной бумаге (материи) вообще, т. к. имеет много вязкого шлама. Подробные рекомендации см. в журнале «МТС», № 6, 2008 г.

Для Цитирования:
Дунаев А. В., Костомахин М. Н., Экспресс-контроль масла, определение срока его смены и диагностирования состояния агрегатов машин. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: