Текущая ситуация в российской экономике характеризуется т. н. новой нормальностью, связанной с замедлением темпов развития из-за волатильности цен на мировых товарных рынках (с наметившимися тенденциями в сторону понижения стоимости сырья) и усилением влияния геополитических факторов, включая «войну санкций». Это отрицательно влияет на экспортный потенциал России, сокращая стоимостный объем экспорта товаров и услуг, а также меняя географию их поставок за рубеж. При этом 2/3 российского товарного экспорта приходится на энергоносители и продукцию горнодобывающей промышленности, а среди экспорта услуг треть составляют транспортные перевозки, что связано с естественными (абсолютными) преимуществами, которые Россия использует с незапамятных времен. Вместе с тем современный этап развития мировой экономики требует наращивания экспортного потенциала страны за счет высоких технологий и имеющегося интеллектуального капитала. Кроме того, зачастую затруднения в экспорте связаны еще и с тем, что, обладая теми или иными товарами, услугами либо технологиями, Россия просто не может правильно организовать продвижение своих продуктов на зарубежные рынки, создав соответствующую систему поддержки и лицензирования, а также придав российской продукции позитивную имиджевую составляющую2 . Очевидно, что рост экспортного потенциала РФ должен быть связан как с необходимыми структурными, так и маркетинговыми компонентами.
Цель данного исследования — оценить текущее состояние экспорта товаров и услуг в Российской Федерации, а также обозначить некоторые возможные направления роста экспортного потенциала отечественной экономики (при этом акцент будет сделан на перспективы поставок на внешние рынки ряда российских высокотехнологичных товаров, а также форсирование экспортных продаж определенных видов услуг). Автор в своей публикации развивает идеи, а также теоретические и практические результаты деятельности научной школы кафедры мировой экономики СПбГУ в области международной торговли и торговой политики, в том числе в части оценки экспортных перспектив России как на различных отраслевых рынках (Ерасова, 2004 и 2008; Капусткин, Родионов, 2007; Подоба, 2009 и 2011; Сутырин, Ефимова, Риккио, 2001; Lomagin, 2015, и др.), так и в региональном ракурсе (Сутырин, Капусткин, 2003; Sutyrin, SherovIgnatiev, 2005, и др.).