По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9

Экспортный потенциал России и возможности роста*

Погорлецкий Александр Игоревич д-р экон. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет 199034, г. Санкт-Петербург, Университетсткая наб., д. 7–9, E-mail: a.pogorletskiy@spbu.ru

В данном исследовании охарактеризован экспортный потенциал современной России: выявлены его особенности за минувшее десятилетие, отмечены современные тенденции, проблемы и перспективы. Сделан акцент на поиске новых возможностей роста российского экспорта за счет несырьевых отраслей, включая высокотехнологичную промышленность и информационные технологии, строительство, производство потребительских товаров длительного пользования, развитие въездного медицинского туризма, а также область культуры и искусства. Отмечена важность имиджевой составляющей экспорта, а также институтов его поддержки. Прослежено влияние режима санкций, ограничивающих возможности развития российских экспортоориентированных секторов. Приводятся примеры деятельности различных российских компаний, иллюстрирующие наличие и успешное развитие экспортного потенциала в разных отраслях национальной экономики.

Литература:

1. Алтайская Е. Какими лекарствами из России лечат за рубежом? // Катрен Стиль: Онлайн-журнал для фармацевтов и медицинских работников. — 2017. — № 156 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.katrenstyle.ru/ articles/journal/pharmacy/kakimi_lekarstvami_rossiya_znamenita_za_rubezhom (дата обращения: 13.08.2017).

2. Варламов А. Лечебное путешествие // Коммерсант.ru. — 25 мая 2016 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/ doc/2994141 (дата обращения: 13.08.2017).

3. Инвестиции в создание российской промзоны в Египте составят около 6,9 млрд долл. // Ведомости — 2017. 9 августа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/newsline/economics/news/ 2017/08/08/ 728525-investitsii (дата обращения: 13.08.2017).

4. Воробьева И. В., Лукичева Т. А. Использование зарубежного опыта для реализации стратегии национального брендинга в легкой промышленности России // Экономика и управление. — 2014. — № 9 (107). — С. 23–26.

5. Востокова А., Чумичев А., Козлов В. Как масштабировать южный экспорт // Эксперт online. — 2017. 10 августа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://expert.ru/south/2017/05/kak-masshtabirovat-yuzhnyij-eksport/ (дата обращения: 13.08.2017).

6. Дембинская Н. Технологии на экспорт: почему России нужен глобальный ITрынок // РИА «Новости». — 2017. 27 января [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/economy/20170127/1486662978.html (дата обращения: 13.08.2017).

7. Ерасова Е. А. Научно-технические и экспортные возможности российского оборонно-промышленного комплекса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. — 2004. — № 1 (5). — С. 28–33.

8. Ерасова Е. А. Экспортные возможности оборонно-промышленного комплекса современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. — 2008. — № 1. — С. 65–72.

9. Захаров И. Самые знаменитые бренды России в мире. — 2015. 27 марта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://basetop.ru/samyie-znamenityiebrendyi-rossii-v-mire/ (дата обращения: 13.08.2017).

10. Капусткин В. И., Родионов П. П. Особенности развития мирового рынка фармацевтической продукции и интересы России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. — 2007. — № 1. — С. 77–86.

11. Комраков А. Падение зарплат стимулирует вывоз товаров из РФ. Экспорт стиральных машин сравнялся с продажами ракетных двигателей // Независимая газета. — 2016. 25 ноября [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ng.ru/economics/2016-11-25/4_6869_export.html (дата обращения: 13.08.2017).

12. Королева А. Россия из импортера становится экспортером автомобилей // Expert Online. — 2017. 8 августа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://expert.ru/2017/08/7/import-avtomobilej-v-rf-ruhnul/ (дата обращения: 13.08.2017).

13. Лалякина А. Российские стройматериалы ждут в Китае и Индии // Известия. — 2015. 3 сентября [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://iz.ru/ news/590861 (дата обращения: 13.08.2017).

14. Мильчин К. 10 российских культурных брендов, известных в мире [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://expert.ru/russian_ reporter/2014/22/10-rossijskih-kulturnyih-brendov-izvestnyih-v-mire/ (дата обращения: 13.08.2017).

15. Подоба З. С. Россия на рынках топливно-энергетических товаров стран Северо-Восточной Азии: Дисс. ... канд. экон. наук / Санкт-Петербургский государственный университет. — 2009.

16. Подоба З. С. Проблемы и перспективы экспорта российского угля // Записки Горного института. — 2011. — Т. 191. — С. 158–163.

17. Попова Л. В. Перспективы экспорта российской нефти в Китай // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. — 2007. — № 2. — С. 58–67.

18. Ради Дома про. Новости. — 2015. 24 апреля. Группа ЛСР начала экспорт кирпича в Европу [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.radidomapro.ru/ryedktzij/proyzvodsvo-materialov/stroymateriali/ gruppa-lsr-natchala-eksport-kirpitcha-v-evropu-12554.php (дата обращения: 13.08.2017).

19. РБК Санкт-Петербург и область. — 2017. 26 мая. Петербург бросает вызов мировым центрам медицинского туризма [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://spb.rbcplus.ru/news/592c21a17a8aa9462dd403a2 (дата обращения: 13.08.2017).

20. Сутырин С. Ф., Ефимова Е. Г., Риккио Э. Россия как логистический посредник на евразийском континенте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. — 2001. — № 2. — С. 108–110.

21. Сутырин С. Ф., Капусткин В. И. Внешнеэкономические связи СанктПетербурга: тенденции и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. — 2003. — № 2 (13). — С. 21–27.

22. Темкин А., Преловская В. Перезагрузка «Суперджета»: почему самолет «Сухого» приносит одни убытки. РБК. — 2015. 8 июня [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rbc.ru/business/ 08/06/2015/55747fb69a794751d9136d bc (дата обращения: 13.08.2017).

23. Устинова Н. Маша и Медведь: История успеха // Русский очевидец. — 2016. 5 июля [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rusoch.fr/ru/events/ masha-i-misha-istoriya-uspexa.html (дата обращения: 13.08.2017).

24. Фармацевтическая компания «Герофарм». Пресс-центр. — 2017. 30 января. Национальный продукт. Российский инсулин [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.geropharm.ru/press_center/2664/ (дата обращения: 13.08.2017).

25. «Финмаркет». Новости. — 2017. 16 августа. Эффективность вложений средств в разработку российского ПО в пять раз выше, чем от покупки зарубежного софта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fi nmarket. ru/news/4589026 (дата обращения: 16.08.2017).

26. Центральный Банк Российской Федерации, 2016. Внешняя торговля Российской Федерации услугами — 2015. Статистический сборник [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/ credit_statistics/External_ Trade_in_Services_2015.pdf (дата обращения: 13.08.2017).

27. Чон Су Ен. Дешево, быстро и без поломок. Топ конкурентоспособных товаров РК // Портал ИноСМИ.ру. 29.07.2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://inosmi.ru/economic/20170729/239932922.html (дата обращения: 13.08.2017).

Текущая ситуация в российской экономике характеризуется т. н. новой нормальностью, связанной с замедлением темпов развития из-за волатильности цен на мировых товарных рынках (с наметившимися тенденциями в сторону понижения стоимости сырья) и усилением влияния геополитических факторов, включая «войну санкций». Это отрицательно влияет на экспортный потенциал России, сокращая стоимостный объем экспорта товаров и услуг, а также меняя географию их поставок за рубеж. При этом 2/3 российского товарного экспорта приходится на энергоносители и продукцию горнодобывающей промышленности, а среди экспорта услуг треть составляют транспортные перевозки, что связано с естественными (абсолютными) преимуществами, которые Россия использует с незапамятных времен. Вместе с тем современный этап развития мировой экономики требует наращивания экспортного потенциала страны за счет высоких технологий и имеющегося интеллектуального капитала. Кроме того, зачастую затруднения в экспорте связаны еще и с тем, что, обладая теми или иными товарами, услугами либо технологиями, Россия просто не может правильно организовать продвижение своих продуктов на зарубежные рынки, создав соответствующую систему поддержки и лицензирования, а также придав российской продукции позитивную имиджевую составляющую2 . Очевидно, что рост экспортного потенциала РФ должен быть связан как с необходимыми структурными, так и маркетинговыми компонентами.

Цель данного исследования — оценить текущее состояние экспорта товаров и услуг в Российской Федерации, а также обозначить некоторые возможные направления роста экспортного потенциала отечественной экономики (при этом акцент будет сделан на перспективы поставок на внешние рынки ряда российских высокотехнологичных товаров, а также форсирование экспортных продаж определенных видов услуг). Автор в своей публикации развивает идеи, а также теоретические и практические результаты деятельности научной школы кафедры мировой экономики СПбГУ в области международной торговли и торговой политики, в том числе в части оценки экспортных перспектив России как на различных отраслевых рынках (Ерасова, 2004 и 2008; Капусткин, Родионов, 2007; Подоба, 2009 и 2011; Сутырин, Ефимова, Риккио, 2001; Lomagin, 2015, и др.), так и в региональном ракурсе (Сутырин, Капусткин, 2003; Sutyrin, SherovIgnatiev, 2005, и др.).

Для Цитирования:
Погорлецкий Александр Игоревич, Экспортный потенциал России и возможности роста*. Международная экономика. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: