Научную коммуникацию можно интерпретировать как процесс производства и потребления цитирований. Количество ссылок, которые даются в статье, или полученных ею цитирований, — это, в свою очередь, косвенный показатель производства или потребления научного признания. Статьи, которые чаще ссылаются на другие работы (экспортируют), чем цитируются сами (импортируют), — производители научного внимания. Потребители — статьи, которые больше цитируются другими, нежели цитируют сами. Нецитируемые статьи выступают чистыми экспортерами. Таким образом, распределяя свое внимание между цитируемыми статьями, они участвуют в формировании научной коммуникации.
Чтобы определить статистические связи между импортирующими и экспортирующими статьями, исследователи Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ и Американской ассоциации содействия развитию науки провели анализ почти 730 тысяч научных публикаций из базы данных INSPIRE-HEP. Ученые выбрали статьи по физике высоких энергий, опубликованные с 1970 по 2015 г., и разделили их на девять групп (квантилей), опираясь на полученные публикациями цитирования. Наиболее цитируемые вошли в первый квантиль (Q1), работы с нулевым цитированием — в девятый (Q9). То же самое деление ученые проделали исходя из количества ссылок на другие статьи.
Авторы отмечают, что уровень цитируемости статей связан с уровнем цитируемости научных публикаций, на которые они ссылаются. Наибольшее количество цитирований (70,4%) статей из первого квантиля приходится на статьи также из первого квантиля, 16,2% цитирований первого квантиля — на статьи второго квантиля и так далее.
При переходе от Q1 к Q9 соотношение между ссылками и цитированием меняется. Так, статьи из Q1 набирают максимум цитирований (57,1%) и дают максимум ссылок (25,4%), публикации из Q2 генерируют одинаковое количество ссылок и цитирований (18,1%), статьи из Q3 производят 14,7% ссылок, привлекая лишь 10,7% цитирований, и далее по убывающей. Иначе дело обстоит с нецитируемыми статьями из Q9.