В условиях динамично развивающейся цифровой экономики главной задачей любого государства на международной арене является развитие внешнеэкономической связей, увеличение экономического потенциала и интеграция внешнеторговых отношений. В целом внешнеэкономическая деятельность способствует социально-экономическому развитию экономики путем:
● получения валютной выручки от экспорта;
● повышения технологического уровня производства за счет импорта современных технологий;
● долгосрочного сотрудничества и стабильных связей с партнерами по производству и выходу продукции на мировые рынки.
В зависимости от того, на каком месте в конкурентной иерархии находится та или иная страна, зависит ее успех на мировом рынке.
Выходя на международный рынок, страны предлагают различные товары, оказывают услуги и выполняют работы. В зависимости от таких факторов, как месторасположение, климат, уровень социально-техническое развитие, насыщенность высококвалифицированными кадрами, наличие природных ресурсов, экономики стран имеют четкую стратификацию. Страны позиционируются на тех сферах экономики, которые могут принести наибольшую прибыль при имеющихся условиях.
Проанализируем, что Россия предлагает на мировом рынке?
Объем российского экспорта за 2018 г. составил 452,1 млрд долл. США и по сравнению с 2017 г. увеличился на 25,6 % [1]. Большую часть импорта, а именно 63,7 % (в 2017 г. — 59,3 %) составляет вывоз из страны топливноэнергетических ресурсов: сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа, дизельного топлива, каменного угля и электроэнергии. Вся структура экспорта России представлена на рис. 1.
В первом полугодии 2019 г. совокупный объем экспорта составил 206,5 млрд долл. США, это на 3,6 % меньше по сравнению с аналогичными показателями 2018 г. Аналогичная тенденция наблюдается в несырьевом экспорте, темпы роста которого в первом полугодии 2019 г. сократились по сравнению с аналогичными показателями 2018 г. на 5 % или на 3,7 млрд долл. США [2].