По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Экспорт без границ

Манукян А. К. руководитель проекта по развитию цифровых услуг Российского экспортного центра, в ходе вебинара рассказал о возможностях российского бизнеса в сфере экспортной интернет-торговли, а также об особенностях размещения продукции на международных электронных торговых площадках.

Сначала давайте рассмотрим, что такое интернет-торговля как таковая и международная интернет-торговля. Главное слово здесь не «Интернет», а именно «торговля»: если посмотреть на наиболее успешные интернет-компании как в России, так и в других странах, очевидно, что интернет-торговля является только составляющей торговой деятельности в целом. Если говорить по-простому, интернет-торговля — это дополнительный модуль для традиционной торговли. При этом надо понимать, что интернет-торговля представляет собой комплексную деятельность. Кто считает интернет-торговлю просто сайтом, на котором есть кнопка «купить», тот видит только вершину айсберга: интернет-торговля включает много вопросов, связанных со складским хозяйством, ценообразованием и т. д.

Большая проблема как в России, так и в других странах существует с определениями в сфере интернетторговли. Покажу это на примерах. В интернет-магазин заходит покупатель, оформляет заказ на товар, который попадет в «корзину». Покупатель оплачивает товар и заказывает доставку на дом курьером. Безусловно, это интернет-покупка. Теперь усложним пример. Возьмем случай без предоплаты: курьер доставляет товар на дом, покупатель его осматривает, из пяти заказанных артикулов выбирает три и оплачивает их наличными. Это интернет-покупка или нет? Ведь покупатель дистанционно ознакомился с товаром, а купил его на месте, ознакомившись с ним «вживую». Другой случай: житель Санкт-Петербурга оформил заказ в интернет-магазине в Финляндии и решил забрать товар самовывозом без предоплаты из другой страны, то есть в пункте самовывоза ознакомился с товаром и из пяти заказанных артикулов купил три, заплатив наличными. Или такая ситуация: в России в некоторых сетевых гипермаркетах, например в «Ашане», можно через мобильное приложение смартфона отсканировать штрих-код товара, оплатить внутри мобильного приложения и выйти из гипермаркета, просто отсканировав код, который отобразится в мобильном приложении, то есть покупатель приходит в магазин и выбирает товар в реальном режиме, но оплачивает online и выходит без контакта с продавцом. В отношении перечисленных и подобных случаев у экспертов существуют разные мнения, какие из товаров являются интернет-покупкой, а какие нет. Это приводит к неоднозначным оценкам рынка: по мнению одного эксперта, объем интернет-торговли в России за 2018 г. составил 27 млрд долларов, по мнению другого — 970 млрд долларов, то есть цифры отличаются больше чем на порядок. Кто-то из экспертов считает интернет-торговлей только розничный сегмент, кто-то включает также все тендерные площадки, на которых процедуры происходят частично в режиме online. Таким образом, из-за нечеткости терминов возникает серьезная проблема с точки зрения регулирования — точно не известно, каков все-таки объем отрасли. Я советую руководствоваться определениями, указанными в Стратегии развития электронной торговли в Российской Федерации на период до 2025 г., которая подготовлена Минпромторгом. В глоссарии данного документа приведены следующие определения основных терминов: электронная коммерция — сфера экономики, включающая все торговые и финансовые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей; электронная торговля — форма торговли, осуществляемая с использованием информационных систем, информационно-коммуникационной сети Интернет или иных коммуникационных процедур посредством электронных транзакций в сети Интернет или иных коммуникационных сетях (при этом платежи, доставка товара или оказание услуги могут осуществляться как online, так и offl ine); трансграничная электронная торговля — электронная торговля между участниками сделки, находящимися в различных юрисдикциях; интернет-покупка — заключение и последующее выполнение договора между продавцом или исполнителем и потребителем о покупке товаров, услуг или цифрового контента в сети Интернет.

Для Цитирования:
Манукян А. К., Экспорт без границ. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: